5 января 2025
Неэкологичный стыд: почему осуждение вредит борьбе с изменением климата
В Financial Times вышла любопытная колонка, автор которой, журналистка Пилита Кларк, столкнулась с осуждением со стороны коллеги из-за покупки авто с бензиновым двигателем вместо электрокара, и рассуждает о том, почему не стоит стыдить людей за неэкологичное поведение.
Если вы тоже (как и автор этого поста) иногда с трудом сдерживаетесь, чтобы не сделать замечание другу, покупающему каждый день кофе в одноразовых стаканчиках или выбрасывающему опасные отходы в обычный мусор, то, как говорится, pay attention))
• С одной стороны, нет никаких сомнений в том, что мы своим примером можем влиять на других людей в вопросах экологии. Это доказано исследованиями, пишет Кларк. Например, опыт Британии показывает, что люди чаще устанавливают солнечные панели у себя дома, если из своих окон они видят солнечные панели на домах соседей (каждая панель в зоне видимости увеличивает шансы на установку на 6,5%).
• Другое исследование, проведенное американской компанией Opower, показало, что люди стремятся сокращать энергопотребление, когда узнают, что соседи расходуют электричество экономнее, чем они.
• Однако те же самые исследования показали, что ярые консерваторы в вопросах экологии, не поддерживающие борьбу с изменением климата, в конечном итоге, наоборот, начинают сопротивляться переменам еще сильнее. Допустим, если соседи сокращают энергопотребление, то они начинают его наращивать.
• Если нас стыдят за то, что мы делаем, мы начинаем внутренне сопротивляться переменам, а иногда даже делать что-то назло, объясняет климатолог Кэтрин Хейхо.
• О чувстве стыда в вопросах экологии рассуждал в своей книге «Стать экологичным» и философ Тимоти Мортон. По его мнению, людям сложно взять на себя ответственность за климатические изменения, потому что это наложило бы на них большое чувство вины, с которым не все могут справиться. О разрушительности чувства стыда написано немало книг (например, здесь Forbes публиковал отрывок из книги Илсе Санд «Чувство стыда: Как перестать бояться быть неправильно воспринятым»).
Климатолог Хейхо считает (и автор колонки в FT Кларк с ней согласна), что людей легче убедить, если им показывать преимущества экологичного поведения. Кроме того, государственная политика должна сделать экологичное поведение более простым и финансово выгодным, добавляет Кларк.
#флудилка
Источник телеграм канал Forbes Young