29 августа 2024
Утром 29 июля экипаж Airbus320, выполнявший рейс из Москвы в Астану, совершил экстренную посадку в Уфе. Причиной стало резкое ухудшение самочувствия у второго пилота. 29-летнего летчика пронзила острая головная боль, сопровождавшаяся помутнением в глазах и приступами тошноты. Как установили врачи, причиной стало расстройство нервной системы из-за постоянных переработок и недостаточного отдыха.
1 мая на рейсе SU1531 Томск-Москва резко ухудшилось состояние 39-летнего бортпроводника. Во время подготовки к обслуживанию питанием он потерял сознание и упал в обморок в хвостовом вестибюле. Комиссия, расследовавшая инцидент, указала на накопленную усталость по причине превышения сверхурочных работ: при максимально возможных 120 часах в год стюард налетал за четыре месяца свыше 95 часов.
12 августа при подлете к Ярославлю экипаж запросил у диспетчеров Скорую помощь. Плохо стало одному из бортпроводников.
Высокая интенсивность работы связана с недокомплектом персонала, а дефицит кадров - с фактическим снижением реальной зарплаты, в ряде случаев на треть.
Как сообщил Госавианадзор, только за два дня 30 июля и 1 августа свыше тридцати рейсов было осуществлено с неполным составом экипажей. Аэрофлоту AFLT объявлено предостережение.
С тем, чтобы избежать переработок, авиакомпании начали отменять рейсы в последний день месяца и переносить их на период после полуночи, когда наступает новый месяц и рабочий график пилота как бы обнуляется. Только за два последних дня июля было отменено свыше 70 рейсов.
Бортпроводники дочерней компании AFLT «Россия» направили коллективное письмо, под которым поставили подписи более семисот человек. Они сообщают, что работодатель использует потогонный труд, наказывая тех, кто от него отказывается: бортпроводников лишают премий и вылетов в загранрейсы, если они берут четыре выходных дня. Более того, на рейсах Москва-Петербург многим экипажам приходится совершать в день по три-четыре вылета. Бортпроводники сообщили, что находятся в стрессовом состоянии, морально и физически измотаны, а накопленная усталость прямо влияет на безопасность полетов.
Профсоюзы - а у воздушных экипажей они настоящие - начали акции протеста. Профсоюз авиакомпании «Россия» призвал пилотов отзывать согласия на сверхурочную работу и на налет более 80 часов в месяц.