Что такое сплит и зачем его проводят компании
Когда акции сильно растут в цене и начинают стоить очень дорого, компании могут их «раздробить» — провести сплит. Как правило, в краткосрочной перспективе бумаги после сплита растут. Теперь подробнее, что это такое.
Большинство эмитентов хочет, чтобы их акции не стоили слишком дорого — так их может купить как можно больше инвесторов, и это положительно влияет на объём торгов, ликвидность и, как следствие, стоимость компании. Поэтому, если бумаги сильно дорожают, эмитент может провести сплит.
Допустим, сплит происходит в соотношении 10 к 1. Если у вас на брокерском счёте была одна акция компании, то станет десять. Соответственно, и стоимость каждой бумаги, а также дивиденды, которые вы получите по ней, пропорционально уменьшаются, но в сумме они не меняются.
Так, 30 июля 2020 года о сплите в соотношении 4 к 1 объявила Apple. Акции компании c 23 марта по 30 июля подорожали на 71% — примерно до 380 долларов.
Это далеко не первое дробление акций в истории компании: в 1987, 2000 и 2005 годах сплит происходил в соотношении 2 к 1, а в 2014 году, когда акции компании стоили больше 600 долларов, — 7 к 1. Когда Apple выходила на биржу в 1980 году, её акции стоили $22 за штуку — или $0,13 (с учётом всех сплитов).
Сплит сам по себе не влияет на капитализацию компании, однако может приводить к краткосрочному росту котировок, пишет Wall Street Journal со ссылкой на исследование Nasdaq на основе данных за 2012–2018 годы. Сразу после сплита акции дорожают в среднем на 2,5%, а в течение года после сплита — на 5%.
Российские компании редко проводят сплиты: в 2005 году с коэффициентом 100 к 1 это сделала «Роснефть» при подготовке к IPO, в 2007 году — СберБанк (1000 к 1). Частных инвесторов на МосБирже становится всё больше, поэтому теоретически это может привести к росту числа сплитов в долгосрочной перспективе.