🐥 Черкизово v.s. 🐷 Русагро — во что инвестировать?
Год назад мы делали обзор Русагро. Сейчас в Зайце с Москухни VIP мы анализируем Черкизово. Несмотря на то что обе компании связаны с аграрным сектором, у них есть много различий. Предлагаем сравнить их.
1. Free-float и акционеры.
🐔 Черкизово:
У Черкизово экстремально низкое количество акций в свободном обращении — 2,5%. Недвано компания заявила, что не исключает возможность SPO в будущем. Хотя всего год назад было погашено около 6% акций, что ещё сильней сказалось на free-float.
Почти 60% бумаг сконцентрировано в руках сыновей основателя компании — Бабаева.
🐷 Русагро:
Компания совсем недавно провела SPO без допэмиссии. В результате, free-float увеличился с 20,3% до 24,6%. Кроме того, в рамках публичного предложения свою долю снизил владелец компании — Мошкович.
А вот бывший генеральный директор (Басов) и брат губернатора Московской области (Воробьев) долю увеличили. Теперь они вдвоём контролируют 17,6% компании.
2. Земельный банк
🐔 Черкизово:
Компания не сильно интересуется большим земельным банком. Как мы говорили в Зайце с Москухни VIP, у компании нет самообеспеченности сырьем для корма. Банк составляет 300 тыс. га., причём обрабатывается только 2/3 из них.
🐷 Русагро:
У агрария около 640 тыс. га. земельного банка, из которых обрабатывается 84%. Полтора месяца назад компания заявила, что хочет увеличить банк до 1 млн. га.
3. Самообеспеченность кормом.
Корм производится из зерна, которое поставляется на комбикормовые заводы. Там уже создается сам корм. У 🐔Черкизово самообеспеченность кормом составляет 100%, а зерном — 43% (то есть компания производит меньше зерна, чем надо, и недостаток докупает).
У 🐷 Русагро также 100%-ая самообеспеченность кормом. А зерно на 50-60% свое, что лучше результата Черкизово. Кроме того, у Русагро отлично развит масложировой бизнес, что позволяет использовать шрот и другие побочные продукты в изготовлении корма. В целом, это упирается в специфику бизнеса (у Русагро больше свинины, а у Черкизово — курицы).
4. Доля продаж в рознице.
Чем сильней у компании развиты брендированные продукты, тем дороже она может продать свою продукцию.
🐔 Черкизово:
Доля брендированной продукции в продажах высокая. Например, на Петелинку, Куриное царство и Алтайского бройлера приходится 51% всех продаж компании в сегменте.
🐷 Русагро:
У компании слабей развит канал сбыта через розницу. Так, в сахарном сегменте непосредственно потребителям продаётся всего 22% продукции, в мясном — 25% (эти 25% дают 37% выручки сегмента).
5. Глубина вертикальной интеграции.
Когда мы делали обзор Русагро, мы были в шоке от того, насколько грамотно устроена бизнес-модель компании. Почти каждому побочному продукту в том или ином сегменте компания старается найти применение (из свеклы делают сахар, из него дефекат, который идет на удобрения. Как удобрение используется навоз, ну и так далее).
Черкизово пока не может похвастаться такой бизнес-моделью. Существенным упущением является отсутствие масложировых мощностей (хотя они сейчас создаются). Кроме того, сельскохозяйственный сегмент является не самостоятельным, как у Русагро, а побочным, просто для производства кормов.
$AGRO $GCHE