📛 Проблемы компании, риски и негативные факторы для Циана:
💸 Убыточность. Как мы показали в финансовом анализе, Циан убыточен в последние годы, а вероятней, все время. Каких-либо сигналов об изменении ситуации не заметно. На рынке становится все больше убыточных контор, что мы абсолютно не любим.
Но если, скажем, взять Озон, который стабильно растет и имеет материальные свидетельства своего развития, то Циан — это просто сайт без каких-либо внятных предпосылок для серьезного масштабирования своей модели.
⚔️ Конкуренция. Во-первых, есть несколько посредственные игроки типа Авито и Яндекс Недвижимости. Во-вторых, есть СберКлик и появился крупный игрок — Kvarta от ПИКа, которая за счет многих факторов способна оставить Циан и компанию далеко позади, захватив рынок. Почему это случится, мы писали в Заяц Premium.
Причем, продолжая тему ПИКа, в пандемию многие девелоперы были вынуждены перейти на онлайн-продажи квартир, то есть развивать собственные платежные и агрегирующие платформы. То есть здесь мы видим интересный случай: помимо интуитивно понятных конкурентов (Авито), Циан соревнуется еще и с застройщиками.
Как минимум, из-за этого компания может лишиться выручки от пары конкретных девелоперов, как максимум, — у Циана закроется весь сегмент, который генерит выручки за счет лидов застройщикам.
И это мы говорим только о бизнесе купли-продажи недвижимости. Если брать рынок аренды, на котором Циан присутствует и хочет развиваться, здесь конкуренция еще выше, так как много иностранных игроков. AirBnb, Booking и другие.
♻️ Разные бренды. У Циана целый набор платформ: Циан, N1, EMLS, MLSN. Каждый из них довольно крупный, поэтому консолидировать их без потери интереса пользователей очень сложно. Но это увеличивает траты на маркетинг и делает задачу конкурентов проще.
🤝 Неопределенность. Вы должны были слышать, что за полтора месяца до IPO, Циан хотел продаться Авито, но это запретила ФАС. Посмотрите со стороны: копания думает об IPO, потом ведет переговоры о своей продаже, потом все-таки проводит IPO, но 4/5 выставляемого объема принадлежит акционерам, и деньги в компанию почти не приходят.
Не кажется ли вам, что проблема в том, что владельцы просто не знают, что делать с Цианом дальше? Единственный выход для них — монетизировать принадлежащие акции, пока не поздно.
⚖️ На Москву и МО приходится 75% выручки.
🪜 Слабый рост. Кто бы что ни говорил, но последние полтора года на рынке недвижимости бум, который привлек всех и каждого к теме жилья и ипотеки. При этом, например, выручка от объявлений с 2019 по 2020г вообще не изменилась, хотя аудитория Циана выросла на +50%. Это свидетельствует о том, что с монетизацией платформы серьезные проблемы.
Еще одна проблема монетизации в том, что разместить 1 объявление можно бесплатно. А большинство пользователей платформы — не агенты, а простые люди, продающие 1 объект. Получается, что, кроме рекламы, заработать на этой массе пользователей почти невозможно.
🛠 Проблемы качества платформы. Назовем лишь один пример: на Циане часто появляются объявления клоны, цель которых — мошенничество. Существует также огромное множество других нюансов подобного рода, которые могут быть решены либо искусственным интеллектом, либо большим объемом персонала. На то и другое нужны деньги, а денег у Циана нет.
📟 Зависимость от поисковой выдачи. Недавно в ФАС нажаловались на Яндекс, что тот выдает свои сервисы в поисковике выше других. Это один из аспектов проблемы.
🤬 Без комментариев. "Мы выявили существенные недостатки в наших внутренних механизмах контроля за финансовой отчетностью, в том числе в наших общих механизмах контроля за информационными технологиями. Если мы не сможем устранить эти недостатки или если будут выявлены другие недостатки или существенные недостатки, мы, возможно, не сможем точно сообщать о наших финансовых результатах, предотвращать мошенничество или своевременно представлять наши периодические отчеты как публичная компания" — Цитата Циана из проспекта.
$CIAN