Как-то раз американский бихевиорист Скиннер поместил голубей в клетку с кормушкой, куда в случайном порядке насыпалась пища.
Однако птицы способны, наблюдательны и умны. Они запоминали движения, которые делали перед тем, как появился корм. И начинали их повторять. Кто-то вытягивал голову в угол, кто-то кружился по клетке. На появление пищи действия никак не влияли, но птиц это не смущало.
Так формируются голубиные предрассудки. Ошибочная интуитивная связь между никак не связанными с собой событиями.
В аналогичном эксперименте Вагнера с детьми – то же самое. Клоун выплевывал шарики, за которые дети получали игрушку. У 75 % детей выработались ритуалы: они корчили гримасы, трогали клоуна за лицо, улыбались, целовали в нос и т.п. Взрослые, в другом эксперименте, пытаясь получить игровые баллы, также придумывали схемы нажатия на бутафорские рычаги.
Такого рода предрассудки формируются благодаря простой когнитивной ошибке. И люди и голуби склонны думать “произошло после этого - значит, по причине этого”.
Рассчитывать на то, что покупатель будет искать объективные причинно-следственные связи не стоит. У него все проще: «Нажал на кнопку — программа не работает. Плохая программа». Клиенту безразлично, что программа несовместима с его антивирусом, не способна идти на слабом процессоре, и что все это написано в инструкции. Этих связей покупатель не видит и не хочет видеть.
Повторяем теже ошибки, держим
$HRTX до последнего :)