Уровень инфляции.
Инфляция возникает в случаях, когда слишком много денег “бегает” за слишком малым количеством товаров.
Американцы, пользуясь стимулами, увеличили свои расходы на $1 трлн в год (или на 20%) по сравнению с доковидным уровнем. До этого увеличение расходов на $1 трлн заняло 8 лет. Не удивительно, что производители не успели повысить производство в ответ на рост спроса - и цены на товары пошли в рост.
На стороне высокой инфляции:
- Малый потенциал вовлечения новых трудовых ресурсов в глобальную экономику.
- Остановка производств.
- Нарушение цепочек поставок.
- недостаточный уровень инвестиций в надежные источники энергии - нефть, газ, уголь, атом. Падение инвестиций, в том числе из-за ESG, привело к недостаточному уровню производства энергии и, как следствие, резкому росту цен на энергию. Энергия – это основа производства почти всех товаров и услуг.
На стороне низкой инфляции:
- Остались только силы технического прогресса благодаря удешевлению производства многих товаров, например, бытовой электроники, и старения населения. Пожилые люди заинтересованы лоббировать низкую инфляцию, поскольку они меньше тратят и обладают большими накоплениями. Однако сейчас влияния этих сил недостаточно для сдерживания инфляции.
Что дальше? Ускорение инфляции.
Скорее всего, инфляция в развитых странах (и особенно в США) будет повышенной как минимум до середины 2022 года.
Почему власти вряд ли быстро решатся на ужесточение политики?
Одна из причин: ФРС пока продолжает стимулировать экономику как и во время ковида, игнорирует проблему ускоряющейся инфляции, называя ускорение “временным” и утверждая, что у ФРС есть инструменты побороть инфляцию. Похожим образом ФРС себя вела в 1970-ые, тогда инфляция превысила 10% годовых и ФРС пришлось повышать ставку до 20%. Но тогда долг к ВВП у США был около 30%, а не как сейчас 100%. То есть побороть инфляцию тогда было политически и экономически проще.
Может ли инфляция радикально выйти из под контроля и достичь десятков или даже сотен процентов в год?
Обычно инфляция выходит из под контроля в тех странах, в которых возникают сомнения в платежеспособности государства: сможет ли то расплатиться по обязательствам и обещаниям за счет налоговых доходов или ему придется печатать деньги. В тех, случаях когда ответом на этот вопрос являются “не сможет” и “придётся печатать” и случаются гиперинфляция.
Есть риск (вероятность >0%), что США (да и многие другие развитые страны) могут оказаться в ситуации гиперинфляции, учитывая дефицит бюджета в 13-15% ВВП и долг в 100%+ ВВП. Однако произойдет ли это и когда утверждать не возьмусь.
Что делать инвестору. Следует обратить внимание на:
Акции сырьевых компаний, особенно производящих энергетическое сырье (например, Роснефть или Казатомпром). Сырьевые товары (особенно энергетические) традиционно опережают инфляцию в периоды высокой инфляции и даже растут больше, чем акции сырьевых компаний. Однако акции сырьевых компаний нам представляют более предпочтительной инвестиций, так как значительно опережают сырьевые товары в долгосрочной перспективе.
Акции компаний, однозначно имеющих возможность переложить инфляцию на потребителя (компании медицинского сектора и производители алкоголя, табака).
Отдельно отмечу:
Рубль вероятно будет укрепляться к доллару и евро (благодаря жесткой политике ЦБ РФ и высоким ценам на энергоносители).
Московская недвижимость, скорее всего, будет остывать из-за жесткой политики ЦБ РФ. Хотя недвижимость в целом является хорошим хеджем от инфляции.
Золото - неоднозначный хедж от инфляции. В современной истории оно значительно обогнало инфляцию в двух эпизодах высокой инфляции в 1970-ые. Тогда золото было безальтернативным способом хеджирования от инфляции. Однако с тех пор на рынке появилось много широкодоступных инструментов инвестирования в различное сырье: у золота появились конкуренты в виде криптовалют и ETFов на все виды сырья. Они снижают привлекательность золота как защиты.