Принципы торгово-экономических войн (2/2)
#геостратегия
Начало проигрыша в торгово-экономических войнах часто связано с демонстрацией страха и отступлением, не получая сопоставимого взамен. Если нет сближения позиций и реального движения навстречу друг другу, то уступки неприемлемы. Происходящая на Украине операция – суть вооруженная борьба / война Ареса, для нее действуют другие принципы, хотя отдельные черты совпадают. В частности, переговоры о мире, с постепенным продавливанием Украины имели смысл, но отход из Киевской и Черниговской областей не надо было к ним привязывать. Понимаем, для чего это сделано, но в Киеве это восприняли как слабость, а не оперативно-тактический маневр.
Поддержание темпа означает невозможность пропускать ходы, нужно обязательно отвечать, пусть даже нет сильных / соизмеримых вариантов, ответ должен быть, крайне важно держать темп, ждать шанс на перехват. Владеющий стратегической инициативой обязан очень тонко ловить момент для следующего удара – когда максимальные средства и ресурсы для нивелирования предыдущего ущерба оппонентом использованы, а силы для ответных действий и перехвата инициативы не накоплены.
Последние три десятка лет в рамках торгово-экономических войн Россия играла вторым номером, отдавай стратегическую инициативу, даже не помышляя о победе, собственно, проигрыш в газовом противостоянии 2014-2021 гг. определяется этим. Имея изначальные более сильные позиции, мы боялись сделать резкий шаг, действовали рефлекторно, без инициативы, не били сильно – «как бы чего не вышло». Введя против России все санкции в первый месяц, Запад вынужден теперь отвечать, распаковывая уже имеющееся – высылка дипломатов, расширение персональных списков, ограничения второстепенных отраслей и т.д. В то время, как Россия вольна бить в любой точке, разрывая ритм и меняя условия и принципы.
Победитель и выигрыш определяется по итогу войны, не нужно считать текущие затраты. Для примера, после ограничений на закупку нефти и попыток Запада от нее отказаться, Россия продавала нефть с большим дисконтом пару недель, что тут же породило стенания – теряем деньги, надо было жестче и т.д. Выглядит это забавно, так как даже со скидкой цена значительно выше чем была ранее, и через несколько недель произошло изменение каналов поставок и дисконт стал стремительно уменьшаться.
И, да, а ведь есть еще психоисторическая /ментальная война (война Аполлона), там циклы временные еще больше, а принципы и границы расплывчаты…