🍸 Кристалл запускает джин в бутылки
Мы продолжаем следить за новичками российского фондового рынка. В середине октября позитива подкинул калужский ликеро-водочный завод «Кристалл». Несмотря на то, что IPO компании в начале 2024 года прошло не столь оглушительно, как других эмитентов – например, Европлана или Диасофта, показавших рост на десятки процентов, Кристалл привлек ровно столько инвестиций, сколько и рассчитывал (1,15 млрд рублей), а IPO прошло по верхней границе диапазона. В преддверии новогоднего сезона и традиционного роста спроса на алкоголь, производители и ритейлеры рассчитывают на высокую сезонную выручку, что подогревает интерес инвесторов. Однако акции Кристалла уже прилично выросли в последние дни, несмотря на коррекцию рынка. На максимуме 15 октября они прибавляли 7,5% за одну сессию, достигнув 5,234 рубля.
Вероятная причина – успешная экспансия на рынке ликеро-водочных изделий. Многие знают «Кристалл» за одноименный бренд водки, однако этот напиток давно не в фокусе компании. «Кристалл» реализует плановое сокращение производства и продаж водки – за девять месяцев производство водки сократилось на 16,1%, объем продаж уменьшился на 12,8%, а доля в выручке сократилась на 11,1%. Сокращение идет в пользу высокомаржинальных ликеро-водочных изделий: объем их продаж вырос на 129,8%. Выручка «Кристалла» в сегменте за январь–сентябрь достигла 803 млн рублей, что на 120% больше аналогичного показателя прошлого года.
Здесь «Кристалл» чутко реагирует на конъюнктуру рынка: по данным NielsenIQ, за первое полугодие 2024 года продажи водки в России сократились на 0,4%, а опережающую динамику показывают ром (+21,8%), виски (20,9%), текила (17,3%), биттеры (16,8%) и джин (14,7%). После ухода западных производителей в 2022 году ниша потеряла крупнейших иностранных игроков, а российские компании сумели быстро и эффективно заполнить нишу. «Кристалл» уже запустил собственное производство ликера Jagermeister – за это с ними даже пытались судиться немецкий Mast-Jagermeister SE и завод «Родник и К» (но в ходе судебных споров стороны отказались от всех претензий друг к другу и заключили мировые соглашения).
При этом рентабельность производства ликеро-водочных изделий, по оценкам компании, составляет порядка 30% (против 10-12% в случае водки), что позволяет Кристаллу наращивать маржинальность. А вслед за ростом результатов вверх идут и ожидания инвесторов, и котировки ценных бумаг. 👀
$KLVZ