Котировальные уровни
Существуют первый и второй котировальные уровни. Остальные бумаги считаются не вошедшими в котировальные списки.
Первый уровень — обычно это известные компании со стабильным бизнесом и высокой рыночной капитализацией. Акции таких компаний пользуются большим спросом среди инвесторов, поэтому их можно легко купить или продать практически в любых объемах.
Второй уровень — уже не такие крупные и известные компании, поэтому быстро продать их акции по выгодной цене может не получиться: желающих совершать сделки с этими акциями обычно не так много.
Акции вне котировальных списков (иногда говорят, что это третий, или некотировальный, уровень) — чаще всего в этот список входят малоизвестные компании с небольшими объемами торгов. Но встречаются и исключения: иногда крупные компании не соответствуют какому‑либо критерию биржи и тоже не попадают в первые два котировальных уровня.
Чтобы находиться в котировальном списке, компания должна соответствовать требованиям биржи. Для разных котировальных уровней и для некотировальной части списка такие требования существенно отличаются.
Например, для некотировальной части списка нет минимального порога по объему выпущенных ценных бумаг.
Акции вне котировальных списков могут торговаться как на бирже, так и на внебиржевом рынке, если договор с брокером не ограничивает это правило.
Например, если вы выставите заявку на покупку акции в Т‑Инвестициях, то она может исполниться как на бирже, так и на внебиржевом рынке — в зависимости от того, где ее цена будет выгоднее.
Чтобы затем продать эту акцию, дополнительно ничего делать не придется. Достаточно как обычно выставить заявку на продажу — она исполнится по лучшей цене либо на бирже, либо на внебиржевом рынке.
Если акция вне котировального списка торгуется на бирже, то продать ее можно как на бирже, так и на внебиржевом рынке — даже если изначально она куплена на внебиржевом рынке.
Доходность акций вне котировальных списков
Распределение по котировальным спискам происходит по техническим параметрам, заданным биржей. Но доходность акции не зависит от ее наличия в котировальном списке.
Например, и Яндекс, и Роснефть находятся в котировальном списке, но Яндекс не выплачивает дивиденды, а Роснефть обычно отправляет на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли.
Вне котировальных списков также есть и акции, по которым платят дивиденды, и акции, по которым дивидендов нет.
Выплата дивидендов не зависит от наличия или отсутствия акции в котировальном списке. Дивиденды могут выплачиваться как по акциям вне котировальных списков, так и по акциям первого и второго котировальных уровней.
Рост цены акции также не зависит от ее присутствия в котировальных списках.
Признаки акций вне котировальных списков
В процессе торговли акциями, не вошедшими в первые два котировальных уровня, нужно учитывать две особенности.
Небольшой объем торгов. Большинство таких акций не популярны среди инвесторов, поэтому с ними проходит меньше сделок. То есть, если вы захотите их продать, то потенциальных покупателей будет меньше и акции будет сложнее продать по рыночной цене.
Если вы хотите продать акцию, не вошедшую в котировальные списки, то сделать это получится только при появлении покупателя. Из‑за этого точную дату сделки определить невозможно.
Больше волатильность (изменчивость цен). Из‑за низких объемов крупные заявки на покупку или продажу могут существенно изменить цену акции. Поэтому при торговле акциями небольших компаний нужно быть готовым, что их цена может резко меняться даже в пределах одного дня.
Отличительные черты акций, не включенных в котировальные списки:
Другими словами, акции вне котировальных списков обычно менее ликвидны, чем акции из котировальных списков. Хотя бывают и исключения: нельзя сказать, что любая акция из котировального списка всегда более ликвидна, чем акция вне котировального списка.
Посмотреть котировальный уровень ценных бумаг в списке Московской биржи
Риски акций вне котировальных списков
Риск отсутствия возможности продать или купить акцию. Если акция выпущена малоизвестной компанией, то в день, когда вы хотите совершить сделку, может просто не найтись продавца или покупателя. В таком случае совершить сделку не получится. С популярными компаниями такой проблемы обычно не возникает.
Один из специфических рисков акций вне котировальных списков — высокая вероятность не найти покупателя или продавца.
Риск продать акции в убыток. Цена на акции может как расти, так и падать. К снижению цены может привести множество факторов: плохая работа менеджмента, активность конкурентов, сложная ситуация в экономике или любые непредвиденные обстоятельства вроде пандемии. Если инвестору срочно понадобятся деньги, то, возможно, ему придется продать акцию ниже цены покупки.
Убытки от сделок с акциями инвесторам никто не возмещает.