В этой статье:
Что такое платные дороги и как ими пользоваться
Тарифы: сколько стоит проезд по платным дорогам
Как оплачивать проезд по платным дорогам и что такое транспондер
Как пользоваться транспондером
Как выгодно ездить по платным дорогам с Т‑Банком
Что такое платные дороги и как ими пользоваться
Платная дорога — это вся трасса или один из ее участков, за проезд по которым нужно заплатить. Например, в конце апреля 2024 года добраться от Москвы до Краснодара по дороге М‑4 стоило 4 210 ₽, если ехать на легковой машине с четверга по пятницу.
Когда была открыта первая платная дорога в РФ. В России платные дороги появились в 1998 году. Первой из них стал участок трассы М‑4 «Дон» в Липецкой области.
В 2007 году положения о платных дорогах закрепили в законе: зафиксировали, как дорога становится платной, а также правила льготного проезда, статус владельца и оператора дорог и так далее.
Сейчас в России шесть платных федеральных трасс.
Планируются дороги от Екатеринбурга до Краснодара, от Комсомольска‑на‑Амуре до Владивостока через Хабаровск, магистраль от Дербента до Нальчика.
Некоторые действующие трассы будут продлевать за счет реконструкции уже существующих дорог. Например, в трассу М‑12 «Восток» в 2024 году включат участок Казань — Дюртюли дороги М‑7 «Волга», участок Ачит — Екатеринбург дороги Р‑242 и участок Екатеринбург — Тюмень дороги Р‑351. Еще в нее войдет строящийся участок Дюртюли — Ачит. В итоге автотрасса М‑12 соединит Москву и Тюмень.
У платных дорог есть владелец и оператор.
Владелец принимает ключевые решения, например устанавливает плату за проезд или строит новые объекты. Оператор — это компания, которую нанимает владелец, чтобы дорога нормально функционировала. Например, оператор ее ремонтирует, отвечает на запросы водителей и принимает оплату.
Владелец большинства платных дорог — государственная компания «Российские автомобильные дороги», сокращенно Автодор или Росавтодор. Оператор — ее дочерняя компания «Автодор — Платные Дороги».
Плюсы и минусы платных трасс. Обычно на платных дорогах выше разрешенная скорость, лучше качество покрытия, есть оборудованные стоянки для отдыха и меньше ограничений для движения вроде железнодорожных путей или тоннелей. Например, на некоторых участках трассы М‑4 и М‑11 можно разгоняться до 130 километров в час.
Из недостатков — бывают пробки на пунктах оплаты. Например, если на платной дороге несколько участков со шлагбаумами, возле которых принимают оплату, на каждом может собраться пробка, поэтому придется долго ждать проезда. Также на платных трассах не всегда есть придорожные кафе и магазины.
Как понять, что впереди платная дорога. Предупреждение о том, что скоро начнется платная трасса, размещают на дорожных табло. Рядом указывают информацию о том, как бесплатно объехать этот участок.
На некоторых платных трассах стоят шлагбаумы, но не везде: например, при системе оплаты «Свободный поток» дорогу не перекрывают. В этом случае узнать, что она платная, можно только по дорожным знакам и рамкам на обочине.
О системах оплаты мы расскажем дальше.