Страхование
Авто
Обновлено 20 мая

Все о платных дорогах: как пользоваться, оплачивать и объезжать

Платные дороги есть на многих маршрутах: например, между Москвой и Петербургом и на пути к Черному морю. Собрали о них главное: про цены, оплату проезда и объездные пути

lead

В этой статье:

Что такое платные дороги и как ими пользоваться

Тарифы: сколько стоит проезд по платным дорогам

Объезд платных участков

Как оплачивать проезд по платным дорогам и что такое транспондер

Как пользоваться транспондером

Как выгодно ездить по платным дорогам с Т‑Банком

Что такое платные дороги и как ими пользоваться

Платная дорога — это вся трасса или один из ее участков, за проезд по которым нужно заплатить. Например, в конце апреля 2024 года добраться от Москвы до Краснодара по дороге М‑4 стоило 4 210 ₽, если ехать на легковой машине с четверга по пятницу.

Как мы считали стоимость проезда

Когда была открыта первая платная дорога в РФ. В России платные дороги появились в 1998 году. Первой из них стал участок трассы М‑4 «Дон» в Липецкой области.

В 2007 году положения о платных дорогах закрепили в законе: зафиксировали, как дорога становится платной, а также правила льготного проезда, статус владельца и оператора дорог и так далее.

Сейчас в России шесть платных федеральных трасс.

Планируются дороги от Екатеринбурга до Краснодара, от Комсомольска‑на‑Амуре до Владивостока через Хабаровск, магистраль от Дербента до Нальчика.

Некоторые действующие трассы будут продлевать за счет реконструкции уже существующих дорог. Например, в трассу М‑12 «Восток» в 2024 году включат участок Казань — Дюртюли дороги М‑7 «Волга», участок Ачит — Екатеринбург дороги Р‑242 и участок Екатеринбург — Тюмень дороги Р‑351. Еще в нее войдет строящийся участок Дюртюли — Ачит. В итоге автотрасса М‑12 соединит Москву и Тюмень.

У платных дорог есть владелец и оператор.

Владелец принимает ключевые решения, например устанавливает плату за проезд или строит новые объекты. Оператор — это компания, которую нанимает владелец, чтобы дорога нормально функционировала. Например, оператор ее ремонтирует, отвечает на запросы водителей и принимает оплату.

Владелец большинства платных дорог — государственная компания «Российские автомобильные дороги», сокращенно Автодор или Росавтодор. Оператор — ее дочерняя компания «Автодор — Платные Дороги».

Список основных действующих дорог с платными участками и их операторы

Плюсы и минусы платных трасс. Обычно на платных дорогах выше разрешенная скорость, лучше качество покрытия, есть оборудованные стоянки для отдыха и меньше ограничений для движения вроде железнодорожных путей или тоннелей. Например, на некоторых участках трассы М‑4 и М‑11 можно разгоняться до 130 километров в час.

Из недостатков — бывают пробки на пунктах оплаты. Например, если на платной дороге несколько участков со шлагбаумами, возле которых принимают оплату, на каждом может собраться пробка, поэтому придется долго ждать проезда. Также на платных трассах не всегда есть придорожные кафе и магазины.

Как понять, что впереди платная дорога. Предупреждение о том, что скоро начнется платная трасса, размещают на дорожных табло. Рядом указывают информацию о том, как бесплатно объехать этот участок.

На некоторых платных трассах стоят шлагбаумы, но не везде: например, при системе оплаты «Свободный поток» дорогу не перекрывают. В этом случае узнать, что она платная, можно только по дорожным знакам и рамкам на обочине.

О системах оплаты мы расскажем дальше.

Пример дорожного знака с информацией о платной дороге и развязке, где можно съехать на бесплатную объездную трассу

Тарифы: сколько стоит проезд по платным дорогам

Рассчитать стоимость проезда можно по тарифной сетке. Тарифы есть на сайтах операторов.

Цена проезда может зависеть от времени суток, класса транспортного средства, дня недели, наличия транспондера — гаджета для оплаты проезда по платным дорогам.

Например, проезд по трассе М‑11 «Нева» с 58 по 149 км на участке Пешки — Тверь в июле 2024 года стоил:

  • для категории I — легковых автомобилей, мотоциклов: 450 ₽ в будни и 500 ₽ выходные;
  • для категории II — среднегабаритного транспорта — пикапов, невысоких фургонов: 540 ₽ в будни и 610 ₽ в выходные;
  • для категории III — грузовых машин и автобусов с двумя и осями: 710 ₽ в будни и 810 ₽ в выходные.
  • для категории IV — грузовых машин и автобусов с тремя и более осями: — 870 ₽ в будни и 980 ₽ в выходные.
Пример тарифной сетки на сайте Автодора

Рассчитывать стоимость проезда вручную не всегда удобно, поэтому проще всего сделать это через калькулятор на сайте оператора дороги.

Пример калькулятора на сайте Автодора

Калькуляторы основных операторов:

Сколько платят жители регионов, где есть платные дороги. По общему правилу разницы нет: жители тех регионов, где проходят платные дороги, оплачивают проезд так же, как и водители, которые едут транзитом.

Бывают исключения: например, для жителей Москвы и Московской области проезд по Московскому скоростному диаметру бесплатный, а для транзитных автомобилей — платный. Решение о бесплатном проезде принимают государственные органы, оператор или владелец дороги.

Объезд платных участков

У каждой платной дороги обязательно есть бесплатная альтернатива — объезд, который сопоставим по длине с платным участком. Например, платная трасса М‑4 «Дон» идет от Москвы до Краснодара. Параллельно ей идет бесплатная дорога через Тулу и станицу Павловская. Для платной дороги М‑11 «Нева» от Москвы до Петербурга есть бесплатная трасса М‑10 «Россия».

По закону нельзя, чтобы единственная дорога до населенного пункта была платной или чтобы объездной путь был намного дольше. Исключение — дороги на Крайнем Севере. В этих районах у платной дороги может не быть объезда и из‑за плохой транспортной доступности для большинства машин ее делают бесплатной. Плату за проезд берут только с грузовиков, а легковым автомобилям платить не нужно.

Чтобы найти объезд, проще всего проложить маршрут через геосервисы, например 2GIS или Яндекс Карты. Они сразу покажут участки с платными трассами и альтернативную бесплатную дорогу.

Пример маршрута на Яндекс Картах. Зеленым цветом показана платная дорога, серым — бесплатная объездная

Как оплачивать проезд по платным дорогам и что такое транспондер

Обычно проезд можно оплатить картой, наличными или транспондером.

Транспондер — это гаджет для бесконтактной оплаты проезда по платным трассам, он крепится на лобовое стекло машины. Когда машина проезжает через шлагбаум на платной дороге, датчик считывает транспондер и автоматически списывает деньги.

Максимальные цены, методику расчета и способы оплаты устанавливает правительство. На основании этого оператор или владелец дороги разрабатывает детальные правила для тех дорог, за которые они отвечают.

Как правило, для каждого вида оплаты устанавливают отдельные полосы. Например, для оплаты наличными нужно заехать на дорогу через одну полосу, а для оплаты транспондером — через другую. Полосы обозначены специальными знаками, которые видно заранее. Примеры обозначений можно посмотреть на сайте Автодора.

Всего есть три системы оплаты проезда.

Оплата в начале. Водитель оплачивает проезд при въезде на платный участок дороги. Если на машине есть транспондер, обычно водители сразу проезжают по выделенной полосе, так как деньги за проезд списывают автоматически. Чтобы заплатить наличкой или картой, нужно оплатить проезд у будки кассира возле шлагбаума.

Оплата в конце. При въезде на трассу нужно взять билет в терминале возле шлагбаума. На билете указывают, на каком километре водитель заехал на дорогу. При выезде с дороги на пункте взимания платы билет отдают кассиру, и он рассчитывает стоимость проезда. Билет нужно сохранять всю дорогу до съезда с трассы, иначе оплату начислят по максимальному тарифу.

Иногда встречается смешанная система — когда проезд оплачивают в начале, но при выезде показывают кассиру билет. Такая схема действует на участке трассы «Дон» с 414 по 464 км.

Система «Свободный поток». Это безбарьерная система, при которой на дороге нет шлагбаумов, а проезд фиксируют специальные датчики. Оплату сразу списывают с транспондера, а если его нет, привязывают долг за проезд к госномеру автомобиля. После проезда на оплату дают пять дней.

Пополнить лицевой счет можно любым способом, который предлагает оператор. Например, оплатить проезд по трассам Автодора можно на официальном сайте, в мобильном приложении «Автодор», в центрах поддержки и обслуживания, через приложения некоторых банков и в терминалах «Элекснет».

В 2023 году за неоплату проезда по платным магистралям чаще штрафовали водителей, которые ездили по дорогам с системой «Свободный поток», выяснили в Ространснадзоре.

Например, такой безбарьерный проезд действует на ЦКАД и трассе М‑12: автомобили без остановок просто проезжают через рамку с оборудованием для фиксации. Но если на трассе нет шлагбаума, проезд по ней все равно платный: об этом написано на указателях на въезде на магистраль.

После поездки стоит проверить задолженность по номеру автомобиля на сайте Автодора и оплатить ее любым удобным способом.

Оплата проезда в Т‑Банке. В Т‑Банке можно оплатить проезд по дорогам Автодора, ЗСД, проспекту Багратиона, участкам «Северный обход Одинцова» и Москва — Солнечногорск. Это легко сделать в приложении в разделе «Транспорт».

Для этого перейдите на вкладку «Платежи» → «Транспорт» → выберите нужный вариант.

Для оплаты достаточно ввести номер договора, транспондера или авто и указать сумму — она спишется с карты

Проезд по трассам Автодора также можно оплатить через сервис «Автодор — Платные Дороги» на сайте tbank.ru. Сервис доступен, даже если вы не клиент Т‑Банка: чтобы внести платеж, нужно ввести сумму, номер договора, телефона или транспондера на сайте сервиса. Устанавливать приложение или регистрироваться не понадобится.

Как пользоваться транспондером

Пополнить баланс транспондера можно тем способом, который предлагает оператор, обычно это делают через личный кабинет на сайте оператора или в приложении.

Транспондеры для проезда по трассам Автодора, Западному скоростному диаметру, проспекту Багратиона, участкам «Северный обход Одинцова» и Москва — Солнечногорск можно пополнить за несколько кликов через сервисы Т‑Банка — в приложении или в личном кабинете на сайте tbank.ru. Для этого используйте тот же путь, что и для оплаты проезда, — в разделе «Транспорт» через вкладку «Платежи», мы описали его выше.

Если у вас нет приложения или личного кабинета, оплатить проезд по трассам Автодора можно через сервис «Автодор — Платные Дороги» на сайте tbank.ru. На это понадобится пара минут.

За оплату транспондером некоторые операторы дают скидку или бонусы. Например, ОССП продает владельцам транспондеров абонементы — с ними можно сэкономить до 50% от полной стоимости поездки. Автодор начисляет бонусные баллы, которые можно обменять на скидку для будущих поездок.

Транспондеры выгодны в двух случаях:

  • Если вы часто пользуетесь платными дорогами. Тогда можно купить свой транспондер.
  • Если планируете один раз проехать по платной дороге, где есть скидка по транспондеру. Покупать транспондер для этого не нужно, дешевле взять его в аренду. Например, арендовать транспондер T‑pass от Автодора стоит 5 ₽ в сутки, а купить — от нескольких тысяч. Не забудьте сравнить цену аренды и скидку, чтобы убедиться, что с транспондером поездка будет выгоднее.

Чем различаются транспондеры. Операторы выпускают свои модели транспондеров, но это не значит, что для оплаты проезда по каждой дороге нужно покупать отдельное устройство. По большинству платных трасс можно проехать с транспондером любого оператора — это называется интероперабельностью. Некоторые устройства подключены к ней сразу, например транспондеры «М‑11» от Нового качества дорог, «ЗСД» от Магистрали Северной столицы и «Главная дорога» от ОССП.

Транспондер T‑pass от Автодора нужно подключать к интероперабельности отдельно — в личном кабинете или в центре поддержки. Услуга бесплатная.

Список дорог, на которых действует интероперабельность

Где купить транспондер. Транспондеры продают в центрах продаж операторов, на АЗС, возле пунктов приема оплаты на дороге, в интернет-магазинах.

Точки продаж и аренды обычно указаны на сайтах операторов.

Штраф за проезд без оплаты. Если водитель не оплатил проезд по федеральной дороге, например М1 «Беларусь» или М11 «Нева», ему выпишут штраф по статье 12.21.4 КоАП — 1 500 ₽ для легковых автомобилей и 5 000 ₽ для грузовиков.

Если он не заплатил за проезд по региональной трассе, штраф может быть больше. Например в Москве с 1 сентября 2024 года штраф — 3000 ₽, если водитель ехал на своей легковушке, и 5 000 ₽ за грузовик. Его выпишут, если не оплатить проезд по проспекту Багратиона или МСД. Новые правила установили в московском КоАП.

Штраф выписывают не сразу. Водителю дают пять дней, чтобы оплатить проезд, и после этого выносят штрафное постановление. С этого момента появляются дополнительные 20 дней на оплату задолженности. Если оплатить проезд в этот срок, штраф автоматически отменят.

Бесплатный проезд для электромобилей

До конца 2024 года владельцы электромобилей могут бесплатно ездить по федеральным платным трассам М‑1 «Беларусь» (включая «Северный обход Одинцова»), М‑3 «Украина», М‑4 «Дон», М‑11 «Нева», М‑12 «Восток» и Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).

Для этого нужно купить или взять в аренду транспондер T‑pass и зарегистрировать его в любом центре поддержки Автодора или на сайте оператора. Понадобятся документы на машину, где указано, что в автомобиле стоит только электрический двигатель. После регистрации у транспондера появится статус «Электромобиль».

Обратите внимание: если воспользоваться этим же транспондером на другой машине, его заблокируют и начислят плату за проезд.

На поездки по проспекту Багратиона — северному дублеру Кутузовского проспекта в Москве и Западному скоростному диаметру в Санкт-Петербурге акция не распространяется.

Как выгодно ездить по платным дорогам с Т‑Банком

С помощью продуктов Т‑Банка для автомобилистов можно сэкономить на платной дороге: например, оплачивать проезд без комиссии в нашем приложении. Для проезда по участку М‑11 Москва — Солнечногорск и трассам Автодора — получать кэшбэк.

Drive — это дебетовая карта для автовладельцев. Ее главный плюс — повышенный кэшбэк в автомобильных категориях. Например, за покупки на АЗС можно получить кэшбэк до 10%.

С дебетовой картой Drive за оплату проезда по платным дорогам вернем 5% при условии, что за расчетный период тратите с карты больше 25 000 ₽ на обычные покупки — то есть те, для которых кэшбэк 1%. Если тратите меньше, кэшбэк будет 1%.

Кэшбэк возвращается бонусами: например, в Автоуслугах, Т‑Страховании и Т‑Мобайле 1 бонус = 1 ₽, за покупки на АЗС 1,5 бонуса = 1 ₽, а в разделе «Город» 1,25 бонуса = 1 ₽.

Вот на что можно потратить бонусы:

  • автозапчасти, бензин, оплату парковок;
  • покупку нового полиса в Т‑Страховании;
  • траты в сервисе Т‑Банка «Город»;
  • мобильную связь в Т‑Мобайле.

«Мое авто» — это сборник сервисов для автомобилистов в приложении Т‑Банка. В нем можно оплатить проезд по платной дороге без комиссии. Еще сервис поможет:

  • посмотреть предложения по кэшбэку от партнеров;
  • оформить страховку онлайн;
  • без комиссии уплатить штрафы, оплатить парковку и проезд по платным дорогам.

Отдельно подключать сервис не нужно — он есть в разделе «Город» в приложении Т‑Банка.

ОСАГО в Т‑Страховании

  • Без осмотра авто и похода в офис
  • Кэшбэк до 10% при оплате картой с сервисами Pro и Premium
  • Скидки (КБМ) за безаварийную езду
tag-card

Как вам статья?