Что такое квалифицированная электронная подпись?
Квалифицированная электронная подпись — аналог собственноручной подписи руководителей и ИП. В обычной жизни документы подписывают на бумаге, а в онлайне для этого используют КЭП. Собственноручная и электронная подписи имеют одинаковую юридическую силу.
Технически — это файл с данными владельца подписи и информацией о подписанном документе в зашифрованном виде. Если документ подписан с помощью КЭП, можно определить, кто его подписал и не менялся ли документ после подписания.
Данные владельца и уникальный ключ проверки электронной подписи — это сертификат электронной подписи. Его записывают на специальную флешку, которая называется токеном.
Выпускать электронную подпись для руководителей компаний и ИП имеет право только налоговая или ее доверенные лица из числа аккредитованных удостоверяющих центров. В 2022 году Т‑Банк стал таким доверенным лицом и выпускает сертификаты электронной подписи, но пока только в Москве. Также мы сотрудничаем с одним из доверенных лиц налоговой — удостоверяющим центром «Основание», его филиалы работают по всей России.
Зачем квалифицированная электронная подпись нужна руководителям компаний и ИП?
Руководители компаний и ИП используют ее, чтобы удаленно обмениваться электронными документами с государственными органами и контрагентами. С помощью КЭП можно:
регистрировать в налоговой онлайн-кассы;
отправлять документы государственным органам — например, через портал госуслуг и сайт Росреестра;
участвовать в госзакупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ на всех электронных площадках;
подписывать договоры и бухгалтерские документы с партнерами и заказчиками;
сдавать отчетность в налоговую;
подписывать документы в личном кабинете Т‑Бизнеса — например, там можно заключить кредитный договор или сдать отчетность в налоговую.
Для подписания всех документов подойдет одна электронная подпись. Она имеет ту же юридическую силу, что и обычная подпись. Как настроить КЭП для ИП и юридических лиц
Чем отличается КЭП от УКЭП и ЭЦП?
КЭП часто называют усиленной квалифицированной электронной подписью, или УКЭП. Это одно и то же, никаких отличий нет.
ЭЦП — это старое название электронной цифровой подписи. Его использовали до 2011 года, когда электронные подписи еще не делились на простую, неквалифицированную и квалифицированную. С 2011 года это название упразднили.
Можно ли выпустить квалифицированную электронную подпись в Т‑Банке?
Да, вы можете подать заявку на выпуск в личном кабинете Т‑Бизнеса, а получить ее — в удостоверяющем центре «Основание» в своем городе или в точке выдачи Т‑Банка в Москве. Обычно на это уходит от одного дня до недели. Как оформить КЭП в Т‑Банке
Как оформить квалифицированную электронную подпись?
Есть два способа: через Т‑Банк и налоговую.
Через Т‑Банк. Для этого нужно подать заявку в личном кабинете Т‑Бизнеса, а получить электронную подпись — в удостоверяющем центре «Основание» в своем городе или в точке выдачи Т‑Банка в Москве.
Через налоговую. Для этого нужно подать заявку онлайн или офлайн и получить подпись в налоговой инспекции.
Независимо от того, где была оформлена квалифицированная электронная подпись, она имеет одинаковую юридическую силу.
Сколько стоит электронная подпись?
Цена зависит от того, как вы выпускаете подпись: через Т‑Банк или налоговую.
Через Т‑Банк. Выберите, где будете получать подпись:
Через налоговую. Выпуск электронной подписи бесплатный, но нужно самостоятельно купить токен, на который запишут сертификат. Стоимость токена — 1 000—2 000 ₽.
Можно ли выпустить подпись, если я нахожусь не в России?
Зависит от того, есть ли у вас действующая подпись.
Если у вас есть действующая КЭП, вы можете перевыпустить подпись в личном кабинете на сайте налоговой службы. Например, так можно сделать, если срок действия подписи подходит к концу и вы хотите продлить его. Перевыпустить электронную подпись можно полностью онлайн, идти за новой подписью в налоговую инспекцию не придется. Как перевыпустить КЭП в налоговой
Если у вас нет действующей электронной подписи, выпустить подпись за пределами России не получится. Вы можете подать заявку на выпуск квалифицированной электронной подписи в личном кабинете Т‑Бизнеса или на сайте налоговой, но получать подпись придется в России. Для этого нужно будет лично прийти в офис удостоверяющего центра или в налоговую инспекцию.
Как выпустить КЭП через Т‑БанкКак выпустить КЭП через налоговую
Можно ли в Т‑Банке использовать электронную подпись, выпущенную в другом месте?
Да, можно. Для подписания электронных документов в личном кабинете Т‑Бизнеса подойдет любая квалифицированная электронная подпись, выпущенная в налоговой или у ее доверенного лица. Список доверенных лиц налоговой службы
Сколько действует электронная подпись для юридических лиц и ИП?
Срок действия квалифицированной электронной подписи — 15 месяцев с момента выпуска. Например, если вы выпустили КЭП 1 декабря 2022 года, она будет действовать до 28 февраля 2024 года включительно.
Что делать, если потерял токен?
Если потерять токен с квалифицированной электронной подписью, его могут найти и подписать документы от имени владельца. Чтобы этого не произошло, нужно сразу отозвать сертификат действующей подписи и выпустить новую электронную подпись, если нужно.
Как отозвать сертификат действующей подписи. Для этого лично обратитесь в налоговую инспекцию или удостоверяющий центр, в котором получали электронную подпись. Если вы делали ее через Т‑Банк, напишите в чат поддержки в личном кабинете или приложении Т‑Бизнеса. Вам расскажут, куда прийти, чтобы написать заявление об отзыве сертификата подписи. Через 1—2 дня после того, как напишете заявление об отзыве, ваша электронная подпись перестанет действовать.
Как выпустить новую квалифицированную электронную подпись. При получении новой КЭП в налоговой или у ее доверенного лица вам дадут написать заявление на отзыв старого сертификата. С этого момента старая подпись перестанет действовать. Чтобы получить новую подпись, может потребоваться от двух дней до недели. Как выпустить КЭП через Т‑Банк