Контрагенты не работают по безналу. Как подстраховаться?
Расскажите банку об особенностях бизнеса. Если банк поймет, что ваши контрагенты не работают за безналичный расчет, у него не будет повода обращаться с вопросами по этой теме. Поэтому советуем рассказать об особенностях бизнеса своему банку.
Как рассказывать, зависит от банка. Если вы клиент Т‑Бизнеса, то можете ответить на вопросы в чате или устно — как будет удобно.
На какие вопросы рекомендуем ответить в рассказе:
Почему компании нужны наличные.
Что именно она на них закупает.
Какие документы оформляются для оплаты — до закупки и после.
Почему нельзя заменить партнеров на тех, кто работает по безналичному расчету.
Получает ли компания оплату в наличных. Если да, то как их проводит официально.
Если нет, то по каким документам выводит со счета.
В Т‑Банке есть сервис «Репутация», он нужен, чтобы помочь бизнесу увидеть себя глазами банка.
В нем клиент может ответить на вопросы анкеты и в свободной форме рассказать об особенностях бизнеса.
Оплачивайте только по документам. Один из главных советов — о документах. Даже если расплачиваетесь наличными, расходы все равно нужно подтверждать. Это понадобится не только банку, но и налоговой.
Вам пригодятся документы:
На заключение сделки — обычно это договор, счет.
По итогам сделки. Эти документы подтвердят, что ваш партнер выполнил свою работу, оказал услугу или поставил товар. Например, подойдет кассовый и товарный чек, накладная или любой другой документ, где написано, за что оплата.
Из‑за расчета наличными у налоговой тоже могут появиться вопросы. Поэтому у нас есть еще два совета, которые помогут подстраховаться от возможных проверок.
Контролируйте объем сделок с наличными. Наличными по одному договору с компанией или ИП можно заплатить не больше 100 тысяч рублей. Допустим, закупка товаров составляет 100 тысяч — здесь все в порядке, можно платить наличными. А вот если 150 тысяч, то уже нельзя.
Не стоит составлять однотипные договоры с разными номерами ради лимита — например, пять договоров на закупку одного и того же сырья. Налоговая их просто суммирует, и компания превысит лимит.
Правило действует для компаний и индивидуальных предпринимателей при расчетах с ООО или ИП. Для компаний лимит работает всегда, для ИП — только в случае коммерческих сделок.
Для расчетов с самозанятыми и физлицами без статуса ИП лимит не действует. Но при частых или крупных переводах у банка все равно могут появиться вопросы.
Проверяйте партнеров. Убедитесь, что партнеры не относятся к компаниям, которые налоговая считает неблагонадежными. Иначе у налоговой могут возникнуть вопросы.
Для экономии времени советуем использовать сервисы проверки контрагентов. Они работают автоматически: обычно нужно только вбить ИНН компании, и вы увидите, есть риски от сотрудничества или нет. В Т‑Банке тоже есть такой сервис, он бесплатный и работает в личном кабинете клиента.
Меня устраивает контрагент, но банк считает его ненадежным. Что делать?
Мы можем по‑разному смотреть на контрагента, и это абсолютно нормально. Вы оцениваете партнера с точки зрения цены и качества, а мы оцениваем надежность. И наши выводы о партнере не всегда совпадают. Он может быть идеальным по цене, но рискованным с точки зрения его деятельности.
Например, по кодам ОКВЭД партнер занимается розничной торговлей, а вы заказываете у него ремонт склада. Банку непонятно, что это за бизнес и точно ли сделка не фиктивная. Более того, это будет непонятно и налоговой тоже.
Чтобы разобраться в ситуации, банк будет задавать вопросы и запрашивать документы.
А дальше все зависит от результатов проверки:
если по итогам проверки все в порядке, то и у банка не будет вопросов;
если после проверки все равно остаются вопросы, то банк может ограничить полностью дистанционное обслуживание или только переводы этому партнеру. В Т‑Банке мы редко ограничиваем все — обычно только платежи конкретным компаниям;
если банк ограничил переводы компании, то клиент так и не сможет переводить ей деньги.
На что банк обращает внимание при проверке контрагента?
Банк оценивает компании по десяткам критериев. Чтобы вы лучше их представляли, мы собрали несколько примеров.
Это базовый список, поэтому ориентируйтесь по ситуации, какие критерии подходят к вашему контрагенту, а какие — нет.
Например, если у консалтинговой компании нет сайта, профиля в соцсетях, отзывов клиентов и рекламы, это вызывает подозрение. Непонятно, как тогда ее находят клиенты.
Зато если речь о производстве материалов для космической отрасли, то отсутствие рекламы не показатель. Конечно, клиенты не приходят к такой компании через лендинги.
Примеры критериев для оценки контрагента
Критерий | На что обратить внимание | Где проверить |
---|
Компания или ИП официально работают | Есть ли контрагент в официальных реестрах | Проверить реестры на сайте налоговой |
Тип адреса для компании — массовый или нет | Массовый адрес — тот, по которому находятся десятки компаний. На самом деле они там не работают, а просто зарегистрированы для вида. Исключение — бизнес-центры | Проверить массовость адреса на сайте налоговой |
Иски к контрагенту | Если с контрагентом часто судятся, вероятно, он не выполняет свои обязательства: срывает сроки, не платит, нарушает требования к качеству. Сотрудничать с такой компанией опасно и подозрительно | Посмотреть иски на сайте арбитражных судов |
Не банкрот ли контрагент | Если компания проходит процедуру банкротства и при этом выполняет заказ, непонятно, откуда у нее ресурсы на это | Проверить статус: банкрот или нет |
Есть ли долги по налогам | Если компания недоплачивает налоги, налоговая может заблокировать счета, и тогда не факт, что заказ выполнят | Список должников на сайте налоговой |
Есть ли лицензии | Есть сферы, где без лицензий работать незаконно. Поэтому если контрагент относится к таким сферам, а лицензии нет, это подозрительно | Проверить лицензию через Единый федеральный реестр |
Внесен ли контрагент в список недобросовестных поставщиков | Это список тех, кто не выполнил условия госзакупок. Например, привез товар с опозданием или не привез вовсе. Его еще называют черным списком | Проверить черный список на сайте госзакупок |
Есть ли сайт или соцсети | Если у компании нет сайта, непонятно, как о ней узнают клиенты. Возможно, это уже очень известная компания или услуги у нее такие специфические, что нет смысла делать сайт. Но все равно, если нет совсем никакого сайта, это вызывает вопросы | |
Компания или ИП официально работают
На что обратить внимание
Есть ли контрагент в официальных реестрах
Тип адреса для компании — массовый или нет
На что обратить внимание
Массовый адрес — тот, по которому находятся десятки компаний. На самом деле они там не работают, а просто зарегистрированы для вида. Исключение — бизнес-центры
На что обратить внимание
Если с контрагентом часто судятся, вероятно, он не выполняет свои обязательства: срывает сроки, не платит, нарушает требования к качеству. Сотрудничать с такой компанией опасно и подозрительно
На что обратить внимание
Если компания проходит процедуру банкротства и при этом выполняет заказ, непонятно, откуда у нее ресурсы на это
На что обратить внимание
Если компания недоплачивает налоги, налоговая может заблокировать счета, и тогда не факт, что заказ выполнят
На что обратить внимание
Есть сферы, где без лицензий работать незаконно. Поэтому если контрагент относится к таким сферам, а лицензии нет, это подозрительно
Внесен ли контрагент в список недобросовестных поставщиков
На что обратить внимание
Это список тех, кто не выполнил условия госзакупок. Например, привез товар с опозданием или не привез вовсе. Его еще называют черным списком
На что обратить внимание
Если у компании нет сайта, непонятно, как о ней узнают клиенты. Возможно, это уже очень известная компания или услуги у нее такие специфические, что нет смысла делать сайт. Но все равно, если нет совсем никакого сайта, это вызывает вопросы
Примеры критериев для проверки генерального директора контрагента
Действительность паспорта | Тут все просто: если с паспортом что‑то не то, это явно подозрительно | Проверить паспорт на сайте МВД |
«Массовость» | «Массовый» директор — это руководитель нескольких компаний. Возможно, он только на бумаге управляет бизнесом, а на деле на него просто записали компании, чтобы уйти от ответственности | Проверить «массовость» директора на сайте налоговой |
Полномочия на подписание договора | Договор на сделку вправе подписывать только тот, у кого есть такие полномочия. Иначе сделка недействительна. По умолчанию полномочия есть у генерального директора. Но, возможно, он выдал доверенность своему заместителю или другому сотруднику | Если подписывает директор, убедитесь, что его ФИО есть: в ЕГРЮЛ; в протоколе собрания учредителей об избрании директора. Если подписывает сотрудник, то у него есть доверенность. В ней должно быть четко сказано, какие документы и на какие сделки сотрудник вправе подписывать. Возможно, там есть ограничения по сумме выплаты или сфере
|
Есть ли дисквалификация | Дисквалификация — это отстранение директора от должности. В этом случае он не вправе управлять компанией, участвовать в совете директоров или учреждать еще один бизнес | Проверить дисквалификацию на сайте налоговой |
Действительность паспорта
На что обратить внимание
Тут все просто: если с паспортом что‑то не то, это явно подозрительно
На что обратить внимание
«Массовый» директор — это руководитель нескольких компаний. Возможно, он только на бумаге управляет бизнесом, а на деле на него просто записали компании, чтобы уйти от ответственности
Полномочия на подписание договора
На что обратить внимание
Договор на сделку вправе подписывать только тот, у кого есть такие полномочия. Иначе сделка недействительна.По умолчанию полномочия есть у генерального директора. Но, возможно, он выдал доверенность своему заместителю или другому сотруднику
Где проверить
Если подписывает директор, убедитесь, что его ФИО есть: в ЕГРЮЛ; в протоколе собрания учредителей об избрании директора.Если подписывает сотрудник, то у него есть доверенность. В ней должно быть четко сказано, какие документы и на какие сделки сотрудник вправе подписывать. Возможно, там есть ограничения по сумме выплаты или сфере
На что обратить внимание
Дисквалификация — это отстранение директора от должности.В этом случае он не вправе управлять компанией, участвовать в совете директоров или учреждать еще один бизнес
Есть способы упростить проверку: вы можете использовать специальные сервисы — они все учитывают такие критерии — или сайты с комплексной проверкой, например ресурс для проверки бухгалтерской отчетности на сайте налоговой. В Т‑Банке тоже есть такой сервис, он бесплатный и работает в личном кабинете клиента.
Зачем проверять контрагентов?
Подстраховаться от вопросов банка. Вдруг компания только делает вид, что проводит настоящие сделки, а на самом деле она лишь звено в цепочке обналичивания денег. В этом случае банк может начать разбираться.
Как проверить контрагента
Избежать проблем с налоговой. Есть такой термин — проявление должной осмотрительности. Этого термина нет в законе, но суды и налоговая на него ссылаются.
Критерии налоговой для проверки компаний
Если налоговая посчитает, что компания недостаточно проверила контрагента, ей могут отказать в уменьшении налогов.
Налоговая о необоснованной выгоде PDF
Постановление Пленума ВАС № 53 от 12.10.2006
Вычислить тех, кто не выполнит обязательства. Подрядчик может получить деньги и исчезнуть, отказаться переделывать плохую работу, внезапно завысить стоимость работы. Конечно, можно попробовать взыскать деньги, но обычно получается только через суд. А это долго, дорого и не факт, что принесет результат.
Как проверять контрагентов?
Для проверки партнеров есть два варианта:
Самим запросить документы и проверить базы данных.
Воспользоваться сервисами, которые собирают нужные сведения. Сервисов много, например, у Т‑Бизнеса.
У клиентов Т‑Банка есть возможность подстраховаться бесплатно:
Увидеть всплывающие подсказки в личном кабинете. Если контрагент подходит под критерии неблагонадежного бизнеса от налоговой, мы об этом скажем.
У меня нет времени проверять всех контрагентов. Что делать?
Советуем проверять контрагентов через сервисы, тогда проверка занимает минуту: нужно вбить название компании и ИНН, и увидите результаты.
В Т‑Банке проверка полностью бесплатная.
Зачем проверять контрагента