Открываем ИП для торговли на маркетплейсах — полный гайд

Куда подавать документы, как выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения и почему вообще стоит регистрировать именно ИП

Почему для работы на маркетплейсах нужно регистрировать бизнес

В России вести незарегистрированный бизнес запрещают налоговый, административный и уголовный кодексы. Это зафиксировано и в договорах Ozon, Wildberries, Яндекс Маркета, Aliexpress и других площадок: они работают только с юридическими лицами, ИП и самозанятыми — плательщиками налога на профессиональный доход (НПД). Поэтому, если собираетесь открыть магазин на маркетплейсе, нужно обязательно получить официальный статус предпринимателя: стать самозанятым, зарегистрировать ИП или ООО.

Требования к продавцу из Оферты о реализации товара на сайте WILDBERRIES

Торговля на маркетплейсах со статусом ИП дает больше преимуществ: налоговая отчетность значительно проще, чем у ООО, а возможности для продаж шире, чем у самозанятых.

Какие плюсы есть у ИП для торговли на маркетплейсах

Рассмотрим главные преимущества.

ИП могут продавать товары чужого производства. А самозанятость подходит только для торговли вещами, которые вы сделали сами — например, мылом ручной работы или домоткаными коврами.

ИП могут зарабатывать больше. У самозанятых ограничение по сумме годового дохода — 2,4 млн рублей.

Налоговая отчетность ИП значительно проще, чем ООО. ИП без сотрудников достаточно сдавать ежегодную декларацию по выбранной системе налогообложения. Если сотрудники есть, то нужно еще отчитываться о выплаченных зарплатах и подоходном налоге на доходы физических лиц (НДФЛ).

ООО, ПАО и другим юридическим лицам нужно сдавать бухгалтерскую отчетность, вести кассовую книгу, оформлять приходные и расходные кассовые ордера и другие документы.

Что нужно для регистрации ИП

Шаг 1. Выберите способ регистрации ИП для работы с маркетплейсом

Есть 8 способов зарегистрировать ИП. Они отличаются по формату — онлайн или офлайн, стоимости и набору необходимых документов.

Через Т‑Банк — проще всего: зарегистрируем бизнес бесплатно и онлайн, даже если вы не проживаете в регионе регистрации. Потребуется только заполнить анкету, прислать копию паспорта и СНИЛС — остальное мы оформим за вас.

В отделении налоговой лично — только по месту регистрации. Понадобится паспорт, заявление по форме № Р21001 и распечатанная квитанция об уплате госпошлины на 800 ₽. Ее можно оплатить в отделении или на сайте налоговой.

В отделении налоговой через представителя — нужно будет за деньги оформить на него нотариальную доверенность. Также понадобится паспорт и его копия, заявление по форме № Р21001 и распечатанная квитанция об уплате госпошлины на 800 ₽, которую можно оплатить в отделении или на сайте налоговой.

Почтой России — нужно будет за деньги заверить у нотариуса заявление по форме № Р21001 и за свой счет отправить его в налоговую вместе с распечатанной квитанцией об уплате госпошлины.

На сайте налоговой — понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, которая оформляется платно. Заявление по форме № Р21001 вы заполните в электронном виде.

На портале Госуслуг — понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, которая оформляется платно. Заявление по форме № Р21001 вы заполните в электронном виде. Если электронной подписи нет, зарегистрировать ИП на Госуслугах можно, но придется заплатить госпошлину — 800 ₽.

Через нотариуса — нужно будет потратить на его услуги несколько тысяч рублей. Понадобится только паспорт — остальное нотариус оформит за вас.

Через МФЦ по месту регистрации — бесплатно. Понадобится паспорт и заявление по форме № Р21001.

Шаг 2. Выберите коды ОКВЭД для торговли для маркетплейсах

Все ИП и ООО перед регистрацией должны выбрать коды ОКВЭД — Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Эти коды отражают, чем именно занимается ИП или компания, какие товары или услуги продает.

Если коды ОКВЭД не совпадают с реальной деятельностью предпринимателя и его контрагентов, это может вызвать вопросы у налоговой и банка. Кроме того, Росстат должен знать коды, чтобы собирать статистику, а надзорные ведомства — чтобы регулировать бизнес.

Например, если предприниматель выбрал код 47.73 — Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), ему нужна будет фармацевтическая лицензия.

Налоговая штрафует предпринимателей, которые занимаются не тем, что указано в их кодах ОКВЭД. Поэтому важно учитывать все виды вашей деятельности. Выбирать все подряд не нужно: если предприниматель указывает много не связанных между собой коды, это может насторожить налоговую и банк — зачастую так делают фирмы-однодневки. Просто выберите коды ОКВЭД для всех направлений, которыми занимаетесь сейчас, а если ваша деятельность изменится, уведомите налоговую и банк о смене кодов.

Указать коды ОКВЭД нужно в заявлении № Р21001 для основного и дополнительных видов деятельности. Если вы регистрируете ИП через Т‑Банк, мы поможем выбрать коды. Затем их нужно будет просто добавить в анкету.

Для основного вида деятельности выберите код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».

Дополнительные виды деятельности зависят от специфики вашего бизнеса. К примеру, если вы печатаете наклейки со своим дизайном, можно выбрать такие коды:

  • 18.12: деятельность полиграфическая и копирование носителей информации;
  • 90.03: деятельность в области художественного творчества;
  • 53.20, 82.92: курьерская доставка заказов, упаковка продукции — если сами упаковываете и доставляете заказы.

Шаг 3. Выберите систему налогообложения для ИП

ИП может работать с маркетплейсами на трех системах налогообложения:

  • ОСН — общая система налогообложения, которая обязывает вести бухгалтерский учет и платить сразу несколько налогов: на добавленную стоимость, имущество, прибыль и сотрудников, если они есть;
  • УСН «Доходы» 6% — упрощенная система налогообложения, по которой весь доход облагается налогом 6%;
  • УСН «Доходы минус расходы» 15% — налог платится с разницы между доходами и расходами по ставке 15%.

Стандартные федеральные ставки — 6 и 15%. Регионы вправе устанавливать свой процент, и некоторые субъекты так делают — например, в Санкт-Петербурге на УСН «Доходы минус расходы» платят 7% вместо 15.

Выбирайте между УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы». Если выбрать ОСН, придется вести бухгалтерский учет и вместо одного налога платить минимум три.

В течение 30 дней после регистрации ИП нужно подать в налоговую заявление о том, что вы хотите работать на УСН. Если этого не сделать, бизнес автоматически зарегистрируют на ОСН. Чтобы изменить систему налогообложения, придется ждать следующего года.

При регистрации ИП через Т‑Банк мы сами подготовим и подадим в налоговую заявление о переходе на УСН.

Чтобы выбрать систему налогообложения, вместе с бухгалтером подсчитайте соотношение ваших доходов и расходов. Чаще всего ИП работают с маркетплейсами на УСН «Доходы» — это более простой вариант. Ведь, если выбрать УСН «Доходы минус расходы», на каждый вид расхода придется предоставлять налоговой документальное подтверждение — акты об оказании услуг, товарные чеки и накладные.

Что будет после регистрации

В течение 3⁠—⁠5 дней после подачи документов данные вашего бизнеса внесут в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). На вашу электронную почту придет лист записи в ЕГРИП, подтверждающий, что теперь вы зарегистрированы как ИП. После этого можно зарегистрироваться на маркетплейсе и начинать торговать.

Если вы регистрируетесь как ИП через Т‑Банк, в течение 1⁠—⁠3 дней после регистрации мы сами откроем расчетный счет для вашего бизнеса для расчетов с клиентами и получения оплаты с продаж на маркетплейсах. Если вы оформляете ИП где‑то еще, открыть счет нужно будет самостоятельно.

Откройте ИП в Т‑Банке

  • Регистрация бесплатно
  • Все онлайн, без поездок в ФНС
tag-card

Как вам статья?