Как и зачем небольшому бизнесу читать отчеты об устойчивом развитии крупных компаний

Обратите внимание на эти документы, если хотите сотрудничать с теми, кто заботится об обществе, сотрудниках и окружающей среде

lead

В ноябре 2023 года Минэкономразвития опубликовало рекомендации, как составлять отчеты об устойчивом развитии, ESG. Такие отчеты помогают крупному бизнесу показать свои результаты в области социального, экологического и экономического управления, а другим компаниям — найти этичного бизнес-партнера

Как оценивать устойчивое развитие по новым рекомендациям

В документе четыре блока показателей. Они позволяют оценить эффективность бизнеса, этичность компании, заботу об окружающей среде и сотрудниках, стремление к справедливой зарплате. Чем больше рекомендаций Минэкономразвития выполняет компания, тем больше у нее достижений в социальном, экологическом и экономическом управлении.

Экономические. В этом блоке компания раскрывает свою годовую выручку и сколько тратит на устойчивое развитие. Здесь учитывают расходы на исследования и разработки, количество закупок у российских поставщиков и «зеленые» инвестиции — вложения в проекты, которые стремятся сократить вредные выбросы в атмосферу и улучшить экологию в целом.

Экологические. Это информация о том, как компания использует природные ресурсы и влияет на окружающую среду. Например, данные о выбросах парниковых газов или об объеме воды, которую очищают и повторно используют на производстве.

Социальные. Здесь собраны данные о социальных проектах вне компании, ее сотрудниках и мерах их поддержки. Например, расходы на зарплаты, обучение, программы поддержки работников и их семей. В этом же блоке указывают количество сотрудников по полу, возрасту и группе здоровья. Еще есть «коэффициент текучести кадров», который показывает, как часто сотрудники уходят из компании.

Управленческие. Последний блок позволяет оценить эффективность и этичность управления. Здесь указывают, сколько было заседаний совета директоров, раскрывают возраст руководителей, долю женщин и мужчин-руководителей. Из этого же раздела можно узнать, привлекали ли компанию и ее дочерние предприятия к административной ответственностии и есть ли в компании политика устойчивого развития.

Зачем публикуют отчеты об устойчивом развитии

Крупный бизнес рассказывает о своем соответствии принципам устойчивого развития по нескольким причинам. Это повышает лояльность клиентов, потенциальных сотрудников и инвесторов. Для некоторых компаний устойчивое развитие бизнеса — решающий фактор при выборе партнеров.

Отчеты об устойчивом развитии публикуют на своих сайтах крупные компании России. Например, Х5 Group, Яндекс, Магнит, РЖД. Т‑Банк тоже рассказывает о соответствии принципам ESG. Раньше такие отчеты адресовали зарубежным партнерам, поэтому публиковали их только на английском. За 2023 год мы опубликуем отчет на русском языке.

Обычно отчеты за предыдущий год выходят летом следующего года. Рейтинговые агентства анализируют их и составляют списки: распределяют компании по категориям — от наименее до наиболее этичных. В России есть несколько агентств, которые составляют такие рейтинги: Эксперт РА, АКРА, НКР, РАЭКС-Аналитика и другие.

Сейчас у каждой рейтинговой организации собственные критерии соответствия устойчивому развитию и своя система оценки. Например, Эксперт РА распределяет компании по 12 категориям, АКРА — по 17. Если большинство компаний начнут следовать рекомендациям Минэкономразвития, агентствам станет проще составлять рейтинги, а оценки у одной и той же компании в разных рейтингах будут похожими.

Публиковать отчеты о ESG необязательно. Бизнес занимается этим добровольно, чтобы улучшить репутацию, привлечь инвесторов и новых партнеров. Минэкономразвития планирует сделать на основе рекомендаций обязательные стандарты. Если это произойдет, отчеты будут публиковать большинство крупных компаний.

Зачем малому и среднему бизнесу изучать отчеты по устойчивому развитию

Для небольших проектов вряд ли актуально составлять отчеты об устойчивом развитии. Но изучать отчеты больших компаний может быть полезно.

Например, металлургическая фирма заказывает у ателье шоперы со своим логотипом. Основатель ателье заботится об окружающей среде, поэтому шьет свои изделия из вторсырья и популяризирует раздельный сбор мусора. Ему важно сотрудничать только с компаниями, которые тоже заботятся о природе.

Если из отчета фирмы следует, что она снижает свой углеродный след, у ателье не будет причин отказываться от сотрудничества. Дизайнер получит крупный заказ, а компания сможет заявить о том, что поддерживает креативную индустрию и осознанного поставщика.

Занимайтесь благотворительностью с Т‑Банком

Выбирайте из списка надежных фондов

tag-card

Как вам статья?