Москва, Россия — 29 января 2024 г.
Tinkoff eCommerce в рамках аналитического проекта Tinkoff Data представил главные итоги работы маркетплейсов в 2023 году. Эксперты
проанализировали, как изменились число покупок и средний чек за год, а также доли площадок по количеству продавцов и числу
транзакций. Исследование включает данные по шести крупнейшим маркетплейсам в России: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, KazanExpress,
AliExpress и Мегамаркет.
Основные выводы:
Потребительская активность
В 2023 году маркетплейсы продолжили быть главной движущей силой российской
Количество транзакций на маркетплейсах за год выросло на 63%. Лидерами по росту количества покупок стали Мегамаркет (число транзакций выросло в 4,3 раза), Wildberries (в 2 раза) и Ozon (в 1,6 раза).
Несмотря на то что средний чек на маркетплейсах снизился на 10%, на некоторых площадках (Мегамаркет, Ozon, KazanExpress) он вырос. Самый высокий средний чек (4804 рубля) был у пользователей Мегамаркета. Самый низкий (683 рубля) — на KazanExpress.
В 2023 году прирост количества активных продавцов на маркетплейсах замедлился — количество селлеров выросло всего на 8%. Только на трех площадках число селлеров увеличилось по сравнению с предыдущим годом: на Яндекс Маркете (+62%), Мегамаркете (+42%) и Ozon (+30%). У Wildberries количество активных продавцов снизились на 5%. Тем не менее на этой площадке, как и в прошлом году, работает больше всего селлеров (51%). Второе место по популярности у продавцов занимает Ozon (35%), третье — Яндекс Маркет (12%).
Замедление темпов прироста количества продавцов на маркетплейсах связано с высоким оттоком среди небольших игроков, бизнес которых не смог достигнуть необходимых оборотов за определенный период. Вместе с тем рынок становится более зрелым: место неопытных продавцов занимают более профессиональные. Они ведут бизнес более уверенно, укрепляют свои позиции на площадках и торгуют на нескольких платформах одновременно. Количество селлеров, ведущих торговлю на двух и более маркетплейсах, за год увеличилось на 17%.
Самой привлекательной платформой для старта бизнеса является Wildberries: 63% продавцов в конце 2023 года выбирали ее в качестве первой площадки. При этом в начале года по этому показателю лидировал Ozon (47% продавцов против 44% у Wildberries на 1 января 2023 года). В конце года Ozon выбирали первой площадкой 30% продавцов. Около 7% продавцов выбирают для старта бизнеса Яндекс Маркет — его доля по этому показателю за год колебалась незначительно.
Тренд: рост популярности маркетплейсов в российских регионах
В 2023 году жители российских городов стали значительно активнее совершать покупки на маркетплейсах: выросло как количество транзакций
на
По росту объема покупок лидируют Красноярск (+70%), Омск (+66%), Уфа (+61%), Новосибирск (+61%), Челябинск (+59%) и Казань (+59%). В Москве зафиксирован наименьший прирост числа транзакций (+41%) и их объема (+30%). Увеличение интереса жителей регионов к маркетплейсам объясняется рядом причин: расширением географии присутствия площадок, развитием сетей ПВЗ и логистических сервисов, улучшением условий доставки.
Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce: «
Похожие новости