$SBER $VTBR
Серия 4.
Начало
Первоначально хотел показать, как кризис влияет на банки. Но так как финансовое образование есть не у всех, решил сделать вводные части с концептуальным описанием банка и его стоимости, которое растянулось на 3 серии. Теперь же предлагаю перейти к основной части. Пока не будем касаться причин, которыми может быть вызван кризис, а рассмотрим лишь его последствия.
Как кризис влияет на компании? Основной удар приходится на спрос. Причем удар этот получают практически все компании, независимо от профиля. Объем реализации товаров или услуг снижаются. Тяжесть последствий снижения спроса для компании в большой степени определяется соотношением постоянных и переменных расходов. Например, есть две компании, обе зарабатывают 100 руб. У первой компании 60 руб переменных и 20 постоянных расходов. У второй - наоборот, 20 переменных и 60 постоянных. При выручке в 100 руб. обе компании одинаково прибыльны - 100-60-20=20 руб прибыли. Но что произойдет при снижении продаж в 2 раза? Переменные расходы снизятся также в 2 раза, а постоянные так и останутся неизменными. В итоге первая компания отработает в ноль - 50-30-20=0. Вторая получит убыток 50-10-60=-20 руб. Данный пример показывает, что компании с большей долей переменных расходов легче переносят падение продаж. Как пример компании первого типа можно рассмотреть небольшое производство ювелирных украшений, где основную долю расходов составляет сырье, то есть переменные расходы. При сокращении спроса уже нет нужды покупать столько золота/бриллиантов, работники могут быть на сдельной оплате. А из постоянных расходов - офис и мастерская, стоимость которых мала по сравнению с выручкой. Да и их при необходимости можно "заморозить" до лучших времён (перспективы отрасли в данном случае не подразумеваются, просто компания с большой долей переменных расходов). К компаниям второго типа относятся капиталоемкие компании, с большими офисами, расходами на научные исследования и т.д. Кроме этого одной из крупнейших статей постоянных расходов зачастую оказывается обслуживание долга, будь то проценты по кредитам или лизинг имущества. Именно поэтому закредитованые компании становятся основными жертвами кризиса. Ярким примером здесь служат авиакомпании, которые арендуют весь парк самолётов у лизинговых компаний и им приходится платить за аренду самолётов независимо от их использования.
Вернёмся к банку. У нас 200 руб активов (выданных кредитов) под 10% годовых, 180 руб депозитов под 8% и 20 руб капитала. В банке о падении спроса говорить не приходится. Выручки у банка как таковой нет, но ее аналогом выступает процентный доход, который зависит только от того, сколько банк успел выдать кредитов к текущему моменту. С расходами ситуация похожа - банк вынужден платить проценты по привлеченным депозитам и никаких возможностей снизить эту сумму у банка нет.
Проблемы начинаются тогда, когда заёмщики банка перестают платить по кредитам. Например, у нашего банка ежегодная сумма процентного дохода 200*10%=20руб. Процентный расход 180*8%=14,4 руб. А теперь предположим, что 5% наших заёмщиков не смогли выжить и обанкротились, что мы увидим? Мы потеряли 20руб*5%=1 руб. процентного дохода. Вроде бы не так страшно, осталось ещё 19 руб. процентного дохода. Но если клиент банкротится, то тело кредита он обычно тоже не может выплатить. А это уже 200руб*5%=10 руб. Но банку повезло, половина дефолтных кредитов (5 руб) была обеспечена залогами - квартирами ипотечников и залогом основных средств. В итоге судебных разбирательств и банкротных торгов из 5 руб кредитов смог вернуть 4 рубля деньгами. Остальные 5 руб. дефолтгых кредитов не были ничем обеспечены и были проданы коллекторам за 5% от их стоимости (5*5%=0,25руб. - можем пренебречь).
Итого наша результат составит: 20 руб (процентный доход)-1 руб ( неполученный процентный доход)-10 руб (списанные кредиты)-14,4 руб.(проценты по депозитам)+5 руб(вернули в ходе банкротства)=-0,4 руб. убытка.