$MAIL
Часть 1.
Две крупнейшие IT компании выпустили отчёт за 3 кВ, обе показали убыток, одна из них выросла, другая упала.
Мысли по самому отчёту, отчёт вполне нормальный. ВК сейчас компания роста - отсюда главное чтобы росла выручка и убыток сокращался. Выручка растёте убыток сокращается.
Да компания как осьминог захватывает разные рынки, и на их экспансию уходит много ресурсов. Такое бывает.
Это не значит, что ситуация не исправимая, да растёт долговая нагрузка, но есть и положительные моменты.
По сути ВК сейчас делает в онлайн образовании тоже, что Яндекс в заказе такси.
Они консолидировали компании от обучения школьников, до получения профессии вплоть до трудоустройства. Этот рынок продолжает расти, все чаще люди будут думать зачем получать диплом МГУ по специальности «экономист» и кем они будут работать. Основные затраты в этом секторе: Расходы на поглощения/слияния, расходы на персонал, расходы на рекламу. Расходы на персонал будут сокращаться потому как, в основном компания предлагает курсы в которых, большая часть материала готова, и прямые затраты только на кураторов, отдел продаж и приглашённых преподавателей, которые привлекаются несколько раз в месяц на пару часов. Те дальнейшие расходы будут сокращаться, особенно после того, как рынок консолидировался. С точки зрения рекламы у ВК очень круто интегрирована их клиентская база и данные из соц сети, поэтому конверсия из регистраций в покупку будет тоже рости естественным образом.
Этот сектор может стать таким же драйвером выручки и прибыль как Такси у Яндекса, в горизонте до 2-3 лет. При этом продукт весьма неполохого качества, у меня 3-е знакомых находили работу и меняли профессию после прохождения их курсов.
С музыкой все сложнее, конкуренты очень мощные и глобальные в отличии от образования. У ВК нет киллер фичи, кроме старой базы юзеров, и доступа к дешевой рекламе. Однако расходы на лицензирование и увеличения библиотеки будут сокращаться в будущем. Возможно продукт будет рости вместе с подпиской Комбо.
Что касается отсутствия роста пользователей в сегменте соц сетей, то это вообще не новость. ОК вымирает естественным образом, и ожидать там кратный рост не благодорное дело. ВК уже крупнейшая соц сеть в стране, расти им уже не куда, разве что в другие страны. Однако, ВК может работать над ростом вовлечённости, точки роста там есть, надеюсь ребята из ВК догадаются как их реализовать.
Сегмент фудтеха неплохо растёт, и в период изоляций, который ещё повторится будет дальше рости. Думаю, что тут конкурент даже не Яндекс и Озон, а Ашан, Лента, Магнит и вот этот кусок сейчас отъедают 3 IT компании и X5.
А вот сегмент такси конечно весьма не прост, в первую очередь потому что у Сити не хватает водителей и от этого кол-во заказов и выручка рости не будет.