О чем брокер не расскажет вам на IPO
1. Конфликт интересов из-за комиссионного дохода брокера: комиссию брокер возьмет не только с вас, а так же с эмитента, получив % от сделки.
Чем выше оценка компании – тем выше доход банков-организаторов, обычно от 3 до 6% от размещения.
Если компания смогла привлечь 10 млрд р, то до 600 млн получат банки-организаторы размещения
2. Интерес эмитента выйти по максимальной оценке
Представьте, что ваш друг открыл бизнес и вы тоже в него вложились. Бизнес растет – круто! А заработать-то как? Продать свою долю кому-то другому!
Отсюда оценки по 20+ годовых прибылей, хотя для российского рынка исторически характерна оценка в 4-6
Яркие примеры: Центральный Банк вводит всё новые и новые ограничения кредитования физлиц, чтоб погасить бум потребкредитования – пока этот рынок на максимуме на IPO успевают выйти Займер, Мосгорломбард
$MGKL , МТС Банк
$MBNK Или еще яркий пример Сегежа - вышли на IPO на максимуме цен на пиломатериалы в мире - скрин 1
$SGZH
Целый набор маркетинговых уловок:
3. Чем бОльшие темпы роста и перспективы нарисуют эмитент и брокер – тем лучше эта идея будет продана клиенту (особенно физлицу, который, будем честны, мало внимания уделяет самостоятельной оценке компании) – отсюда в некоторых размещениях получаем 90%+ достается физлицам, а акции после размещения падают на 20-30% - Скрин 2
4. регулярные сообщения о том, что книга очередного размещения подписана и переподписана в хХ раз в первые часы после открытия - не напоминает "остался последний экземпляр" и "этот номер прямо сейчас смотрят 5 человек" или "последний день для покупки"?
5. Игра мультипликаторами: в зависимости от компании, брокеры используют то P/E, то P/S, то EV/EBITDA, то форвардные показатели (оценка компании не по текущим показателям прибыли, а по прогнозируемым на 12 мес - так на IPO выходила Алкогольная группа Кристалл)
Завтра разберу выход на IPO ВсеИнструментыРу и постараюсь ответить на вопрос почему не буду участвовать