9 марта 2021
Эх, #MAIL.
Немного моих мыслей про MAIL.RU в ответ на мнение аналитиков InvestFuture.
🎮 Компания делает ставку на игровой сегмент. Да, они запустили новые игры и купили несколько студий, но ставит ли это их вровень хотя бы с Activision Blizzard? Не думаю, у них просто нет и не предвидится таких успешных проектов как WoW или CoD. А выручка от MMO в 2020 году снизилась.
🤯 Компания работает над облачной платформой для игр и это круто, но как конкурировать с Nvidia или Google в этом направлении? Не думаю, что у компании есть ответ на этот вопрос.
🤖 Их умная колонка никому не нужна.
👨💻 Онлайн образование выглядит как единственное светлое пятно на бизнесе компании. Выручка Skillbox и Geekbrains, как говорят Ведомости, выросла с 2 млрд. в 2019 до 6 млрд. в 2020 году. Что тут скажешь? Отличный рост и перспективное направление, но сколько ещё курсов "стань разрабочиком за пару месяцев" компания сможет продать? Этот рынок очень ограничен в своём росте и сама компания ожидает рост выручки в этом сегменте всего на 30% в 2021 году. Онлайн-образование, как и любой инфо-бизнес, требует постоянных затрат на контент и маркетинг, которые только растут и растут. Скорее всего, они будут съедать существенную часть выручки этого направления, а значит на серьёзную прибыль рассчитывать не стоит. Логично было бы не только делать свой контент, но и открыть платформы для сторонних курсов, но и на этом поле уже сформировалась огромная конкуренция.
⚰️ Соцсети — ядро бизнеса компании. И они, увы, стагнируют. Все дети — в Тиктоке. Активная аудитория безнадежно потеряна. Конечно, у ВК все ещё огромная аудитория, но она стала гораздо пассивнее, а это для соцсети фатально. Эту аудиторию просто будут доить пока соцсеть не умрёт, как Одноклассники.
Парадокс в том, что MAIL умеет делать хорошие продукты, умеет становиться лидером или находить и приобретать лидеров. Но чего MAIL не умеет, так это удерживать лидерство. BOOM, будучи частью крупнейшей соцсети России, проигрывает Яндекс.Музыке. Delivery Club легко уступил долю рынка Яндекс.Еде. И там, где MAIL теряет деньги, #YNDX уже зарабатывает.
Что в итоге? В итоге, MAIL.RU это компания, которая по части направлений бизнеса имеет сильнейших конкурентов (игры, облачный гейминг), а по остальным легко уступает любым новичкам с зубами (доставка готовой еды, e-grocery), которая систематически проигрывает/игнорирует регионы, а в центре экосистемы имеет доживающую свой век социальную сеть.
Даже не знаю, стоит ли инвестировать в это. Я продал свои бумаги после беглого просмотра отчёта в день его выхода. Не вижу какую история успеха эта компания может предложить в ближайшее время, а на горизонте 5-10 лет возможно что угодно.
MAIL YNDX