Поговорим о зомби,самое время 😉
Это крупный, иногда средний бизнес с историей в десяток-другой лет. Росла себе компания, развивалась, вышла на биржу, доходы росли, всё у всех хорошо, а затем происходит закономерный спад, что в принципе логично. Всё, здравствуй, стагнация: не хватает денег на модернизацию и рост, всё меньше возможности расширяться, увеличиваются долги. Компания теряет позиции на рынке, которые забирают конкуренты, но компания, тем не менее, продолжает существовать.
Казалось бы, умерла, так умерла. Но нет, они существуют. Почему же? Банкротство зомби повлечёт за собой проблемы для массы кредиторов, иногда и для правительства: проблемы зомби станут их проблемой, поэтому и соглашаются на реструктуризацию. Лучше уж хоть что-то получить, хотя бы малыми выплатами, чем устраивать банкротство должника.
Как правило, правительство не хочет делать чужую проблему своей. Банкротство компании приведет к безработице многих людей, им необходимо будет выплачивать субсидии какое-то время, да и компания может взять кредит под свое честное имя (вдруг дадут!) или выпустить облигации. Не объявляя банкротства, на законных основаниях в некоторых случаях выплаты по долговым бумагам можно не совершать. Известная компания – это не Вася с улицы, им дают возможность занимать под льготный процент.
Что плохого от зомби-компаний?
Они получают кредиты, которым можно было бы найти лучшее применение, например, выдать другим более динамично развивающимся компаниям;
Переизбыток долгов у крупнейших зомби может служить потенциальным толчком для роста инфляции;
Есть мнение, что зомби-компании полагаются на «затыкание дыр» за счет новых кредитов, отсюда, могут не иметь стимула и возможности работать над увеличением прибыли, оптимизацией структуры, производства и т.д.;
Демпинг. Зомби-компании заставляют других играть по своим правилам, например, снижая цены на товары и услуги, чтобы привлечь потребителей. Из-за такой нечестной конкуренции другим приходится подстраиваться.
Увеличение числа зомби-компаний, особенно поддерживаемых государством, ведёт к увеличению внутреннего долга страны. А может привести к повышению налоговой нагрузки на население;
И всё это вызывает снижение уровня жизни граждан в целом.
Инвестиции в зомби – компании
Допустим однажды вы стали акционером зомби-компании. Или компания, акциями которой вы владели, вдруг превратилась в зомби. Что делать дальше?
Однако, нет достаточно чёткого определения «зомби-компании», да и потом, какое руководство фирмы или предприятия запишет свою компанию в «братство зомби». Так, временные трудности. Особенно в России.
Акции Зомби-компаний тоже растут. Не так, конечно, как лидеры рынка, всё же прирост капитала вполне возможен при удачном заходе или рабочей схеме инвестирования. Но всё же инвестор рискует своими деньгами. У компании действительно могут быть временные трудности, и честно преодолев их, она продолжит своё развитие, всё наладится, котировки пойдут вверх, прибыль, дивиденды, шампанское и все блага, а может быть по-другому. Может это зомби-состояние сохранится на десятки лет, кому, например, придёт в голову банкротить градообразующее предприятие? Но если же компанию всё-таки обанкротят, то акционеры могут просто остаться ни с чем.
Как распознать зомби-компании?
Основной признак компании-зомби – это высокие долговые обязательства. Прибыль компании в течение трех последних лет ниже, чем обязательства по её кредитам. Показатель EBITDA позволяет идентифицировать слабые компании. (EBITDA простыми словами – это прибыль компании до вычета процента по кредитам, налога на прибыль и амортизации по основным нематериальным активам). EBITDA оценивает эффективность самого бизнеса, его способность приносить прибыль.
$MTLR — закредитованность и неэффективность бизнес-модели. «Звоночек» в марте 2021 года – «Мечел» в очередной раз проигнорировала выплаты своим кредиторам.
$VTBR (🤭🤭🫣🫣🫣)
$APTK
$RASP
$AFLT
$KMAZ
$ABRD
#пульс
#пульс_оцени