$LKOH
Кто такие маркетмейкеры
Это участники рынка, готовые покупать или продавать биржевые активы на постоянной основе. Их главная задача — создание спроса и предложения.
Маркетмейкерами являются профессиональные участники торгов, заключающие договор с биржей о поддержании цен по разным финансовым инструментам на определенном уровне. Их деятельность в России регулируется законом «Об организованных торгах». Биржи выставляют жесткие требования, чтобы маркетмейкеры не имели возможностей для манипуляций.
Маркетмейкерами бывают крупные банки, инвестиционные компании и фонды, а также брокеры. В списке маркетмейкеров на Московской бирже сейчас 3152 имени. У СПБ Биржи также есть свой список.
Функции маркетмейкера
Среди ключевых обязанностей маркетмейкеров обычно выделяют следующие:
• удерживать котировки в определенном диапазоне
• обеспечивать ликвидность
• предотвращать разрыв цен
• поддерживать объемы торгов на бирже.
Маркетмейкер сразу выставляет заявки и на покупку, и на продажу. Его можно назвать посредником между покупателем и продавцом. В наиболее ликвидных инструментах и там, где есть маркетмейкер, скорее всего, ваша сделка будет именно с ним.
Маркетмейкеры играют огромную роль в ситуациях, когда на рынке преобладают покупатели или продавцы. Например, вышла негативная новость, которая обрушивает котировки компании. Инвесторы скопом начинают продавать, и в этот момент на сцену выходит маркетмейкер — он обязан дать заявки на покупку. И наоборот: когда акция растет и никто не продает, он обязан выставить заявки на продажу.
Да, маркетмейкер несет убытки от невыгодных сделок, когда цена сильно растет или падает. Его главная задача — балансировать спрос и предложение и поддерживать ликвидность, а не зарабатывать деньги.
Помимо создания ликвидности в акциях, маркетмейкеры увеличивают доступность и привлекательность ценных бумаг. Также с их помощью создается цена открытия при старте торгов.
Зачем им это
Маркетмейкеры тоже зарабатывают на рынке, для этого у них есть несколько вариантов.
• Спреды. Между ценой покупки и продажи есть некоторая разница — спред, маркетмейкеры получают доход в виде этой разницы, так как имеют разнонаправленные позиции и совершают сделки как с покупателями, так и с продавцами.
• Биржа платит маркетмейкерам, обычно небольшую долю тех комиссионных, которую получает сама.
• Для того чтобы объемы торгов соответствовали биржевым стандартам, маркетмейкер получает данные о биржевом стакане — список всех заявок на покупку и продажу, где отражены их цены. Они также видят отложенные ордера (стоп-заявки!!!!!!). Все эти данные можно использовать для построения алгоритмов и прибыльных сделок на объемах.
• Для дополнительного снижения рисков маркетмейкеры используют арбитраж — то есть, зарабатывают на разнице котировок с разных бирж или разных инструментов с одним активом (фьючерсы на акции и сами акции). Также при резких скачках цен маркетмейкер может увеличивать позицию, но оказаться в убытке — позже он может усредниться и реализовать актив, когда стоимость нормализуется.