Событие, несомненно, долгожданное и знаковое. Долгожданное — потому что о приватизации компании заговорили несколько лет назад, но по тем или иным причинам продажа постоянно откладывалась. Знаковое — поскольку «Совкомфлот» довольно крупная компания, имеющая для российской экономики существенное значение. Для Московской биржи каждое размещение акций — примечательное событие, в силу их относительной редкости. Но можно отметить и ещё несколько положительных моментов.
1. «Совкомфлот» — российская компания с российской пропиской. Сравните это с последними IPO на бирже. Обычно размещались компании, деятельность которых практически полностью ведётся на территории РФ, менеджмент и владельцы — в основном наши сограждане, но — прописка иностранная. Инвесторам в большинстве случаев предлагаются депозитарные расписки. Очень редко к торгам допускаются сами акции иностранных эмитентов.
2. У компании масштабный бизнес. Выручка «Совкомфлота» за 2019 год составила 107 млрд руб. Для сравнения: у «Аэрофлота» за тот же период — 677 млрд руб., а у НМТП — 56 млрд руб. Все показатели по МСФО. Почему именно эти компании взяты для сравнения — сейчас объясню.
3. «Совкомфлот» — компания транспортного сектора. На МосБирже всего пять таких компаний, причём непосредственно с перевозками связаны лишь три. «Аэрофлот» и НМТП — наиболее капитализированные компании сектора, поэтому и использовались для сравнения по выручке. Появление ещё одной компании — несомненный плюс для инвесторов.
Основное направление деятельности компании — перевозка углеводородов, хотя в составе флота есть и другие виды судов. Согласно отчётности МСФО за шесть месяцев 2020 г., компания оперировала 133 судами: 54 нефтяных танкера, 36 танкеров-продуктовозов, 19 челночных танкеров, 10 газовозов, 10 ледокольных судов снабжения, 2 балкера и 2 сейсмических исследовательских судна. Как мы видим, примерно половина флота имеет нефтегазовую направленность.
Специализация «Совкомфлота» — оказание услуг в районах со сложными климатическими и ледовыми условиями (Северный морской путь) благодаря наличию специализированного флота. Существенную долю флота компании составляют суда ледового класса, специально спроектированные для эксплуатации в сложных климатических и ледовых условиях. Суда преимущественно эксплуатируются на Балтике, в российском и канадском секторах Арктики, в Субарктике и на севере дальневосточного региона России.
Оставим в стороне вопросы, связанные с перспективами освоения Северного морского пути и кратного увеличения объёма грузоперевозок по нему. Акцентируем внимание на том, стоит ли участвовать в первичном размещении или стоит немного подождать, пока цена на акцию будет более подходящей. В конце концов, это типичная ситуация, когда акция после IPO значительно падает в цене, иногда даже в два-три раза. На уровень первоначального размещения котировки поднимаются спустя несколько лет, и то не всегда.
#Совкомфлот #ipo #бумаги #инвестициивбудущее #море