🤔 Что такое IPO
Initial Public Offering – процесс первичного размещения акций компании на фондовом рынке. Компания предлагает инвесторам свои акции по определенной цене, то есть первые инвесторы покупают акции напрямую у эмитента – в этот момент компания получает деньги на развитие. Потом инвесторы начинают торговать акциями друг с другом, цена на них может как расти, так и падать – всё зависит от положения дел в компании и настроения инвесторов
🔵 От чего зависит диапазон цены размещения при IPO?
От договоренностей эмитента и организаторов IPO, а также от количества заявок на участие от инвесторов. Начальный диапазон цены размещения выбирают исходя из планов эмитента по сумме, которую он хочет заработать на IPO
🔵 Что такое аллокация в IPO?
Аллокация - объем заявок на участие в первичном размещении, который в итоге будет удовлетворен. Есть вероятность, что вашу заявку на участие в IPO исполнят не полностью или не исполнят совсем
Вы оставляете заявку на участие в IPO на сумму 100 000 ₽ – деньги спишут с вашего брокерского счета в течение дня заявки. Андеррайтер определяет аллокацию в 50% от заявки, поэтому у вас получится купить акции на 50 000 ₽. В момент первичного размещения на ваш счет вернутся 50 000 ₽, зачислятся акции на сумму 50 000 ₽ и спишется комиссия – 2% от суммы заявки с учетом аллокации, то есть 1000 ₽
📝 Этапы IPO
Компания не может просто выпустить новые акции и сразу разместить их на бирже. Перед этим ей предстоит пройти несколько этапов, в которых будут участвовать инвестиционные банки, юристы, маркетологи и многие другие специалисты. Компания должна подготовить себя к тому, что она перестанет быть частной, а будет публичной, тк на рынке свои правила
1️⃣ Предварительный этап
Предварительный этап – самый продолжительный, может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. За это время компания должна оценить свой бизнес, структуру активов и корпоративного управления. Тогда можно просчитать, по какой цене и сколько акций следует выпустить и, соответственно, определить будущую капитализацию компании
Важно также оценить степень финансовой и информационной прозрачности. Это способствует росту доверия инвесторов к компании и повышает ее репутацию
2️⃣ Подготовительный этап
Всей подготовительной рутиной вывода акций на биржу занимается андеррайтер – как правило, это инвестиционный банк, с которым заключает договор компания. Обычно над IPO работают несколько андеррайтеров. Выбирается биржа, где будут размещены акции, и брокеры
Андеррайтер оценивает компанию и с учетом рыночных условий определяет параметры предстоящего IPO: сколько всего акций будет выпущено и по какой цене, а также когда лучше всего выпустить бумаги на биржу. Компания вместе с андеррайтером готовят проспект эмиссии для регулирующего органа той страны, в которой пройдет IPO
В проспекте содержится подробная информация о компании: данные о руководстве и акционерах, финансовая отчетность, дивидендная политика. Компания также должна объяснить, для чего она решила привлечь средства, рассказать о том, сколько акций планирует выпустить, о сроке размещения и многом другом
3️⃣ Основной этап
Во время серий презентаций происходит сбор предварительных заявок на акции эмитента. Крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения. По собранным заявкам андеррайтер получает информацию о том, сколько акций инвесторы готовы купить и по какой цене
4️⃣ Завершающий этап
Если IPO компании вызывает ажиотаж, то спрос на акции может превысить предложение – называется переподпиской книги заявок. Тогда компания вместе с андеррайтером решают, что делать. Могут увеличить цену или выпустить доп бумаги
Финальный этап - это начало обращения ценных бумаг на бирже. Именно с началом торгов на бирже становится окончательно ясно, насколько эффективным оказалось IPO. Если цена бумаг адекватна рыночным условиям, то эмитент может рассчитывать на формирование стабильной репутации на фондовом рынке и на повышение своей капитализации