{$SHI}
Крупнейшая китайская нефтеперерабатывающая компания Sinopec планирует запустить в конце декабря новый завод по производству водородного топлива. Фабрика расположена на севере страны, в Циндао, провинция Шаньдун.
Строительство первой очереди завода мощностью 2250 тонн завершено в ноябре. После окончания строительства второй очереди мощность увеличится до 4 500 тонн в год. По планам Sinopec, эта мощность будет достигнута к 2030 году.
На данный момент компания является крупнейшим производителем водорода в Китае с общей мощностью 3,9 млн тонн в год, что составляет 11% от общего объема производства в стране. Компания управляет сетью АЗС, в которую входит 31 водородная станция в 17 провинциях. Также в активе Sinopec семь предприятий по очистке водорода.
Компания стремится к статусу производителя водорода номер один в Китае. За четыре года с 2021 по 2025 Sinopec планирует увеличить количество заправочных станций до 1 000.
Китай — крупнейший в мире производитель водорода, большая часть которого получена из ископаемого топлива. До 62% водорода в Китае делают из угля (в среднем на глобальном уровне доля угля в общем объеме сырья составляет 18%). Только 4% водорода в Китае производится экологически чистым способом — возобновляемая солнечная энергия используется для расщепления воды на составляющие элементы — кислород и водород. В 2019 году Китай произвел более 21 млн тонн водорода (общемировой объем производства в том же году составил 70 млн тонн).
На данный момент Sinopec производит из ископаемого топлива около 95−98% водорода, но планирует изменить этот баланс в сторону «зеленых» технологий в ближайшее время. Компания собирается построить серию предприятий по производству экологически чистого водорода с первоначальными запланированными инвестициями в размере около 30 млрд юаней (4,6 млрд долларов) в течение следующих пяти лет. В планах компании увеличить производство «зеленого» водорода до 1 млн тонн в год.
В Sinopec ожидают, что развитие производства водорода приведет к снижению цен на водородное топливо до 30 юаней (5 долларов) за кг к 2025 году (40−70 юаней за кг сегодня). Это позволит снизить затраты на топливо для автомобилей с силовой установкой на водородных топливных элементах и сделает их более конкурентоспособными.
Согласно данным Ассоциации автопроизводителей Китая (CAAM), в январе-октябре 2021 года в стране произведено 940 автомобилей на водородных топливных элементах, на 45,3% больше, чем годом ранее. В Sinopec планируют добиться резкого увеличения объемов за счет стратегического партнерства с производителями. В текущем году компания уже подписала рамочное соглашение с Great Wall, нацеленное на развитие автомобилей с силовыми установками на альтернативных видах топлива.