Про платное и бесплатное образование
С.С.: Текст написан более 10 лет назад, в марте 2013, но, как мне кажется, не потерял актуальности, хотя некоторые вещи, о которых в нем говорится в будущем времени, уже стали реальностью.
***
По многим СМИ недавно прошли статьи о внедрении в школах программ по повышению финансовой грамотности (пока в качестве эксперимента). С любопытными подробностями: школьникам собираются рассказывать не только про семейный бюджет, но и про такие темы, как, например, фьючерсы и опционы.
В связи с этим – несколько мыслей по поводу образования, хорошего и плохого, платного и бесплатного.
Любое общество имеет пирамидальную структуру, где большинство внизу, а меньшинство – вверху. По какому критерию? Да неважно. Пусть будет по уровню жизни или дохода.
Основной тезис, который я хочу донести до вас, следующий:
*** Любое эффективное бесплатное образование
возможно лишь в нижней части общественной пирамиды ***
То есть среди категорий населения на уровнях «ниже среднего».
Вот там могут быть разумными и приносить пользу усилия государства (и не только) по повышению уровня от «ниже среднего» до «среднего». Чтобы отдельно взятые личности сильно не отличались от социума в худшую сторону и этим не мешали жить другим. Это хорошо, это правильно, это общественно полезно.
Скажем, «мойте руки перед едой», «переходите улицу на зеленый свет», «скажи нет наркотикам», «мы – за безопасный секс» и т.д. и т.п. Обучение этим и многим другим примитивным и общественно-полезным истинам может и должно быть бесплатным, и этим приносить пользу обществу в целом.
Всеобщее начальное и среднее образование также может и должно быть бесплатным - это полезно обществу в целом. В принципе и высшее образование может быть бесплатным. Тем более, что в его современном состоянии оно, как правило, никак не способствует выходу его обладателя на уровень «выше среднего».
Применительно к финансовой грамотности в школах можно было бы бесплатно обучать, например, следующему:
• как распознать финансовые пирамиды?
• как не попадать в кредитную кабалу?
• почему не стоит продавать свои паспортные данные и подписывать финансовые документы за других людей?
• почему не надо записывать ПИН-код на пластиковой карте?
• как сберечь немного средств для пенсии?
• как вовремя платить налоги?
• и еще ряду похожих по смыслу идей, чтобы обучившиеся люди выполняли простейшие действия, нужные государству, не опускались на дно общества и не попадали в лапы криминала.
Но не более того.
Однако, любые идеи из серии «как заставить финансы работать на себя?» мгновенно переводят вопрос на уровень «выше среднего». И этому на бесплатных или условно-бесплатных программах не будут учить никогда.
Или будут учить так, чтобы заведомо не научить. Например, введение в школьную программу тем про фьючерсы и опционы я могу рассматривать разве что как намеренное вредительство с целью подготовки игроманов, спускающих свои деньги на бирже в пользу брокерской индустрии. Не сомневаюсь, что брокеры будут рады принять участие в такого рода «образовании населения». Так же, как и банки расскажут школьникам про прелести жизни в кредит. Страховщики научат регулярно отдавать деньги на страхование событий, даже не пытаясь оценивать вероятности рисков. И так далее. Вот этому они с удовольствием научат бесплатно. 🙂
Ибо невозможно пытаться поднять все общество «выше среднего» – это противоречит логике. И, более того, с точки зрения общества в целом вредно, чтобы все вдруг озаботились проблемой получения пассивного дохода. Иначе кто же тогда работать будет?
Поэтому все, что выше среднего уровня, всегда будет только за деньги.
И если вдруг вам где-то предложат это бесплатно, то оно в итоге окажется сыром в мышеловке. Вроде бесплатного обучения форексу (или крипте - примечание из 2020-х)
А вот если вы хотите подняться на уровень «выше среднего», то вам придется за это платить. Индивидуально. Из своего кармана.
Вне зависимости от наличия бесплатных государственных программ.