#ozon Ozon входит в список крупнейших компаний в России, которые продают товары через онлайн-платформы. Озон появился на рынке в качестве интернет-магазина в 1998 году, став первой подобной компанией в РФ. Компания демонстрирует потенциал к росту, однако сохраняются как катализаторы развития, так и риски снижения доходности.
Факторы, которые способных положительно повлиять на прогноз акций Озон в 2023 году:
Развитие e-commerce или электронной коммерции в России. За счет роста инфраструктуры, инвестиций в логистические сети и увеличения спроса на онлайн-покупки Озон наращивает количество покупателей и частоту покупок, а это, в свою очередь, становится главным драйвером к увеличению общего объема оборота товаров (GMV).
Рост финансовых показателей компании. Согласно отчету за третий квартал 2022 года, количество покупателей составило 32.7 млн, что на 54% больше, чем в третьем квартале 2021 года. Число заказов – 108 млн, на 91% больше. В результате GMV компании вырос на 74% и составил 188 миллиардов рублей, EBITDA остается положительным два квартала подряд. При этом компания выплатила 11 млрд рублей после пожара на одном из складов в августе, следовательно, показатели могли быть еще выше.
Инициативы Озон, в числе которых получение банковской лицензии. Благодаря этому ритейлер может предоставлять дополнительные финансовые услуги, например, выдавать кредиты продавцам. Другие значимые инициативы – экспресс-доставка за 30 минут, продажа продуктов питания, открытие Ozon Travel, маркетплейса для поездок.
В то же время положительный прогноз акций Озон на 2023 год может не реализоваться по следующим причинам:
Высокая конкуренция на рынке электронной коммерции. В настоящее время лидирующие позиции среди маркетплейсов в России занимает Wildberries, который сумел удвоить GMV за первые три квартала 2022 года и в третьем квартале продемонстрировал рост быстрее Озон. Для выхода на первое место Озон может увеличить инвестиции, поэтому прогноз положительной рентабельности по EBITDA окажется в зоне риска. Помимо Wildberries, Ozon вынужден конкурировать с маркетплейсами Сбербанка и Яндекса.
Уменьшение покупательской способности и спроса окажут непосредственное влияние на прогноз акций АДР «Озон» и прибыль компании, снизив финансовые показатели.
Сохраняется риск, связанный с непредвиденными тратами, например, из-за чрезвычайных происшествий. Пример тому – недавний пожар на складе маркетплейса, который привел к многомиллиардным финансовым потерям. Увеличение операционных расходов компании, как и борьба с конкурентами, отнимают значительную часть прибыли.