Полный разбор
$PAGS
Разбор индустрии (платежи) и географии (Бразилия)
За последние 10 лет использование наличных денег, согласно отчету McKinsey Global Payments (2020), неуклонно снижалось. В развитых странах (Япония, Германия и тд) доля наличных в общем объеме платежей в среднем упала на 30%, тогда как в Бразилии всего на 12% (с 86% до 74%), что по-прежнему оставляет большое пространство для снижения использования наличных и роста онлайн платежей. Это усиливается еще тем, что технологические инновации сделали процесс онлайн оплаты быстрым, беспроблемным и удобным.
Более того, Бразилии свойственны следующие особенности, являющиеся катализаторами перемен в платежах и банковском обслуживании:
1. COVID-19 ускорил переход от наличных к картам в Бразилии на 3 года.
2. Последние технологические достижения в Бразилии позволили финтех-компаниям предложить жизнеспособную цифровую альтернативу наличным, безопасную, дешевую и эффективную.
3. Традиционные действующие банки в Бразилии были в значительной степени бюрократизированы и раздроблены (сейчас в Бразилии 5 крупнейших банков, которые представляют 70% рынка эквайринга), не удовлетворяя потребности потребителей, о чем свидетельствует тот факт, что 60 миллионов человек в Бразилии не пользуются банковскими услугами. Эти 60 миллионов человек перемещают почти 205 миллиардов долларов экономики страны в год. Более того, из-за этой бюрократизированности создание счета 1) очень долгое и требующее большой банковской волокиты создание банковского счета. 2) крайне дорогое
И очень важно тут отметить, что данные особенности будут способствовать также развитию и PagSeguro ведь он предлагает: 1) Услуги по обработке платежей для рынка малых и средних предприятий, которые чаще всего остаются не охваченными банковским обслуживанием из-за слабой вовлеченности действующего банка. 2) Привлекательные банковские продукты и услуги, никогда ранее не предлагавшиеся небанковским клиентам (60 миллионов потребителей для монетизации). 3) Открытие рассчетного счета за 3 минуты и низкие комиссии.
Однако успех PagSeguro в качестве торгового эквайера - это только половина истории, и именно недавний переход PagSeguro в совершенно новую область, банковское дело и его последнее начинание - PagBank.
Разбор успеха PagBank
Основанный менее 24 месяцев назад, PagBank уже является 3-м по величине цифровым банком в Бразилии, и ожидается, что экспоненциальный рост его клиентской базы продолжится.
Почему? Главная причина – рассрочка. В Бразилии потребители ожидают, что продавцы (а не банки, как это происходит в России) предоставят им кредит при совершении покупки. Затем сумма покупки погашается беспроцентно несколькими ежемесячными платежами. Так происходит в 60% всех операций по кредитным картам в Бразилии. Однако это создает кошмар для продавцов с точки зрения оборотного капитала (кассовый разрыв, который необходимо закры), поскольку они могут получить полный расчет только через 6 месяцев.
PagSeguro быстро обнаружила эту проблему и начала предлагать торговцам возможность предоплаты дебиторской задолженности за определенную плату, что начало пользоваться настоящим успехом. Согласно этому варианту, PagSeguro погашает дебиторскую задолженность, причитающуюся продавцу от имени потребителя, а затем эмитенты кредитных карт должны PagSeguro дебиторскую задолженность.
Более того, ожидается, что данный рост рассрочки продолжится тк: 1) Благодаря своему бизнесу торгового эквайринга PAGS обладала важными данными о своих клиентах, что позволяет лучше понимать своих клиентов и сопутствующие риски, что снижает комиссию для мерчантов при рассрочке по сравнению с банковской. 2) PAGS хорошо понимала рынок микро/МСП и те проблемы, с которыми сталкиваются не охваченные банковским обслуживанием люди. Создание PagBank должно было не только поддержать существующий бизнес, но и создать новый рынок с TAM, в 17 раз превышающим объем бизнеса торгового эквайринга. Подробнее это можно увидеть на картинке.