#БАМ #Трансиб #уголь
#2
Впрочем, к началу 2010-х годов этот гордиев узел удалось разорвать. В первую очередь, благодаря Игорю Сечину, который занимал тогда должность вице-премьера. Сечин настоял на значительном увеличении пропускной способности БАМа и Транссиба. Основной аргумент - необходимость диверсификации внешнеэкономических связей и снижение зависимости от Евросоюза. Встал вопрос, что будет "ездить" по Восточному полигону, ведь рост товарооборота с Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии - процесс постепенный. А простаивать инфраструктура не должна.
Тогда же (благодаря все тому же Сечину) было принято решение о существенном увеличении добычи угля, который направлялся бы на экспорт. Это позволяет обеспечивать непрерывный грузовой поток в Восточном направлении сразу же, как только начинает создаваться новая инфраструктура. Если в 2009 году общая добыча угля в России составила 302 млн тонн, то по итогам 2022 года цифра выросла до 437 млн. Плюс 44,7% всего лишь за 12 лет.
Для понимания - миллион тонн коксующего угля, направляющегося на экспорт, приносит 1 млрд рублей в консолидированный бюджет России. То есть, если отказаться от либерального подхода, который говорит, что каждый проект должен быть самоокупаемым, то мы даже на примере угля видим, как затраченные на создание инфраструктуры деньги возвращаются и генерируют дополнительные ресурсы.
Также отмечу, что даже несмотря на задержку с первым этапом расширения БАМа и Транссиба, время мы не упустили. Решение было принято вовремя. Сейчас, после событий 2022 года, востребованность инфраструктуры в восточном направлении выросла кратно. Если ранее шли дискуссии, нужно ли заниматься третьим этапом или же достаточно остановиться на двух, то сейчас такой вопрос не стоит.
Третий этап расширения БАМа и Транссиба означает рост пропускной способности до 255 млн тонн к 2032 году. Таким образом, с 2012 по 2032 годы (за 20 лет) мощности вырастут в 2,5 раза на 158 млн тонн. Это по своим масштабам превосходит даже строительство БАМа.
Что касается необходимых финансовых ресурсов, то окончательных расчетов ещё нет. Третий этап будет реализовываться тремя очередями:
● 2027 год - 197 млн тонн
● 2030 год - 210 млн тонн
● 2032 год - 255 млн тонн
Общая стоимость оценивается в сумму до 2 трлн рублей в нынешних ценах. В целом, выглядит оптимально. На текущий второй этап, где пропускная способность вырастет на 36 млн тонн, будет затрачено 1,1 трлн рублей. Здесь же до 2 трлн на 75 млн тонн. Но подождем окончательного решения и расчетов.
Двинский