Продолжение поста о вариантах действий клиента при мошеннических действиях получившего предоплату недобросовестного поставщика. Начало здесь:
https://www.tinkoff.ru/invest/social/profile/_VGK_/1acd44a6-c3d7-4cd9-bb28-b20e1c103f59/
Вариант второй – когда поставщик намеренно уклоняется от исполнения условий договора, а также в случае, если подобная история носит массовый характер, а также имеются признаки мошенничества (когда поставщик на момент подписания договора уже знает о том, что будет не в состоянии выполнить его условия), то, безусловно, ответственных лиц можно привлекать к уголовной ответственности по 159 УК РФ «Мошенничество».
В случае с господином Хориным и его прислужниками в настоящий момент компетентными органами проводится доследственная проверка, и всем пострадавшим повезёт, если дело будет возбуждено по части 7 ст. 159 (мошенничество, совершенное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере), предусматривающей наказание до 10 лет лишения свободы.
В этом случае у привлекаемых к ответственности лиц (в данном случае у Хорина С.И.) будет прямой интерес возместить весь причинённый ущерб пострадавшим как минимум с целью с целью сократить возможный срок отбывания наказания. Процесс будет также небыстрым, однако на практике уже сразу после возбуждения дела обвиняемые по данной статье лица пытаются добровольно компенсировать ущерб (если есть активы, за счёт которых его можно компенсировать).
Ну и третий вариант – инициация диспута по операции или же charge back. Данный вариант подходит только тем, кто оплачивал непоставленный товар и неоказанные услуги банковской картой. При этом charge back возможен только в том случае, если не прошли сроки инициации диспута, установленные платёжной системой. Причём в случае договора поставки товара и договора оказания услуг важна не столько дата платежа, сколько дата поставки товара и дата оказания услуг, которая установлена договором (как правило, общий срок в платёжных системах составляет 180 дней, но он может быть увеличен до 540 дней).
В российском законодательстве нет понятия charge back, поэтому банки самостоятельно принимают решение, использовать данную процедуру или нет. Позиция банка по этому вопросу должна быть одинакова для всех клиентов и зафиксирована в его внутренних правилах.
Оспаривать необходимо непосредственно сам платёж. Т.е. если Вы производили оплату с нескольких карт разных банков, каждый из банков отвечает за оспаривание лишь по той сумме, которую оплачивали его картой.
В моём случае оплата была проведена банковской картой МИР, эмитированной АО «Тинькофф Банк». Для инициации диспута достаточно просто нажать «Оспорить» в приложении или личном кабинете банка в выписке по соответствующей операции. Код диспута для оспаривания по инициативе плательщиков в платежной системе МИР в данном случае был 4555 (Приобретённые товары не доставлены / услуги не оказаны / работы не выполнены).
АО «Тинькофф Банк» предлагает 4 канала для подачи претензий: через чат в разделе «Контакты», электронную почту credit@tinkoff.ru, по факсу +74956455909, либо Почтой России, на адрес 127287, Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38а, стр. 26, Акционерное общество «Тинькофф Банк». Очевидно, что для ускорения процесса лучше пользоваться чатом и электронной почтой. В случае, если заявление планируете подавать не через чат, на сайте Тинькофф выложена форма заявления об отказе от операций с использованием банковской карты:
https://acdn.tinkoff.ru/static/documents/document-list-statement-of-denial-from-operations.pdf
Оспаривание операции в платёжной системе Mastercard необходимо вести по коду 4853 (Goods or services not provided), в платёжной системе VISA – по коду 13.1 (Merchandise/Services Not Received). Коды оснований для инициации диспута по картам Mastercard опубликованы в «Chargeback Guide». Коды оспаривания VISA описаны в документе «Visa Core Rules and Visa Product and Service Rules».