$UNAC Андрей Жуковский: «Лучший вариант для Ту-214 - унификация версий самолётов».
Старший научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ в авторской колонке для «Вечерней Казани» рассуждает о будущем Казанского авиазавода.
Андрей Жуковский: «Лучший вариант для Ту-214 - унификация версий самолётов»
Автор фото: Андрей Жуковский
Ни одной «тушки» за 2024 год
Трудности с серийным запуском Ту-214 на Казанском авиазаводе вполне объяснимы (первые Ту-214 планируют поставить в 2025 году. — «ВК»). Это не критично со стратегической точки зрения, на мой взгляд. Процесс выхода на промышленные масштабы производства целого гражданского авиалайнера — дело в среднем 4–6 лет. И это еще без учёта санкций, когда у авиазавода имеется согласованная на бумаге промышленная кооперация и уверенность в том, что вся эта система кооперации будет работать так, как было задумано при проектировании самолёта и сборке его первых лётных образцов.
Отдельно стоит сказать, что Ту-204 и современная его версия Ту-214 представляют собой большой комплекс по сути прорывных наработок нашей отечественной инженерной школы. Естественно, они, как и другие подобные проекты, даже в мировой практике не были лишены, как говорят в авиации, «детских болезней» (дефектов, которые выявляют на ранних этапах эксплуатации самолёта. — «ВК»). При этом наши авиаконструкторы еще на этапе разработки этого самолёта в позднем СССР помогли, на мой взгляд, существенно продвинуться отечественной науке не только в авиастроении, но и в ряде других смежных отраслей. Важно подчеркнуть, что во многом создание Ту-204 послужило хорошей предпосылкой к созданию еще одной немаловажной разработке — Ту-334, у которого своя непростая судьба. Однако и этот опыт может сегодня пригодиться нашей промышленности, особенно в условиях санкций.
Только посмотрите: сформирован необходимый технологический задел, который безусловно нужно и дальше развивать, пусть и не за один день или год. Но это серьёзный фундамент для развития всей нашей гражданской авиации (имею в виду и Ту-214, и МС-21, и SSJ-100, и даже Ил-114). У всех этих самолётов есть своя ниша на отечественном рынке авиаперевозок, где их уже очень давно ждут наши пассажиры.
«Нам не хватает собственных инженерных решений»
Если смотреть в ближайшее будущее и анализировать текущие тренды рынка гражданских авиаперевозок, полагается возможным в среднесрочной перспективе создать из этого комплекса наработок совсем новый, современный, подчеркиваю, дальнемагистральный, узкофюзеляжный самолёт по типу существующего Airbus A321LR, который способен совершать уже трансатлантические перелёты и пользуется сегодня стабильным спросом у авиакомпаний из разных стран мира. Ключевое ограничение здесь на данный момент – это наши отечественные авиационные двигатели. Однако после недавней презентации на выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS в Москве двигателя ПД-8 для SSJ-100 с осторожным оптимизмом можно обсуждать и эти направления. При должной государственной поддержке и кадровом обеспечении это вполне реальные цели.
Как мне кажется, наиболее оптимальный и беспроигрышный вариант что для Ту-214, что для МС-21 – это полноценная унификация разных версий самолётов, как это было придумано на самолётах Airbus, где базовая версия была создана в виде Airbus A320. А еще были и укороченные версии в виде A318 и удлинённой в виде A321, которые, отмечу, достаточно успешно себя показали за годы эксплуатации в наших авиакомпаниях.