$WUSH Бум электросамокатов в мире доводит до ручки
Люди, неожиданно возникающие из-за твоей спины и, едва не задевая тебя, проносящиеся вперёд, уже не раз заставляли вздрогнуть любого, кто проживает в крупных городах России, и не только России. Очевидно, что, если в этот момент человек вскинул бы руку, потягиваясь, то получил бы гарантированно сильный перелом: отреагировать на такое движение человек на электросамокате, при всём желании, просто не успеет.
Трагические инциденты с участием электросамокатов влекут за собой не только инвалидизацию пострадавших, но иногда и смерть. В Париже в прошлом году погибли три человека, и не проходило дня, как кто-то-нибудь не попадал в травматологию. Был проведен опрос, и в итоге 90% парижан сказали «нет» электросамокатам, а в мэрии ответили, что учтут высказанное мнение. Кстати, участие в опросе приняли лишь 10% жителей Парижа.
При этом владельцев такого вида передвижения уже «нагрузили» тем, что им нужно покупать страховку, типа ОСАГО для автомобилей. Без неё штраф составляет внушительные 3750 евро. Двигаться можно только по велодорожкам, а если их нет, то по обычной дороге, но только если на ней разрешено передвигаться не быстрее 50 км/ч. Схожие правила — в Дании и Великобритании, хотя в последнем случае электросамокаты пока не вытеснены полностью с тротуаров.
В России ожидается непростая дискуссия о том, что делать с относительно новым транспортным феноменом. ЦБ РФ как мегарегулятор хочет охватить этот вид передвижения неким аналогом ОСАГО. В Минтранспорте разрабатывают поправки в КОАП, чтобы создать ответственность «летунов» за нарушение правил дорожного движения. Кроме того, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагает дать номера всем электросамокатам.
Что делать со всем этим — в Госдуме нет единого мнения. В конце мая ряд депутатов «Единой России» выступили с предложением ограничить скорость на электросамокатах до 15 км/ч, а также разрешить ездить на них только совершеннолетним. А депутат Евгений Попов, реагируя на голосование во Франции, заявил, что нужно делать акцент на инфраструктуре и на «чётких правилах», а «запреты — не выход».
В мире также не могут прийти к единому мнению. Власти Индии за дотации из бюджета стремятся пересадить как можно больше людей из автомобилей на электросамокаты, учитывая их экологичность. В США также из-за увлечения властей «зелёной энергетикой» идёт стимулирование такого вида транспорта, даже в Вашингтоне, где, получается, сбить могут какого-нибудь сенатора, который решит прогуляться вечером по улицам столицы.
Ещё важный момент в деятельности таких самокатчиков — на них активно пересели курьеры: удобно, чтобы не стоять в пробках, маневренно, и не надо крутить постоянно педали, если сравнивать с обычным велосипедом. Если как-то начать ограничивать такое передвижение, навешивая обязательный аналог ОСАГО и прочее, то это приведёт к удорожанию их услуг: за всё заплатит покупатель условной пиццы.
Но что-то делать надо. Бум идёт. В США, например, только у официальных ритейлеров продажи электросамокатов выросли за год в четыре раза, до 500 тыс., а всего было продано 1,5 млн единиц такого транспорта. Кстати, этот «зелёный» вид передвижения имеет ещё один редкий, но риск: литиевая батарея у электросамокатов иногда самовозгорается, что уже не раз случалось у курьеров в Нью-Йорке. Кроме того, в мире уже появляются «кладбища» старых электросамокатов, и возникает уже экологическая проблема, как их утилизировать, включая их батареи.
Примечательно, что каждый раз, когда происходит несчастный случай, и о нём пишут СМИ США или Великобритании, под статьями появляется масса негативных комментариев, требующих от властей приструнить самокатчиков, например, навесив на средства передвижения датчики. Больше всего людей раздражает, что, сбив кого-то, эти самокатчики нередко уезжают дальше. Не исключено, что они просто даже иногда не замечают, что у кого-то сломана рука или что ещё похлеще. Очевидно, нужны правила!