Как устроен рынок программатик рекламы
В прошлом посте я разбирал бизнес Digital Turbine (тикер -
$APPS), как устроены их продукты и возможные перспективы. И получил много положительного фидбека, за что вам спасибо :)
В этот раз постарался емко изложить, как в общих чертах устроен рынок программатик рекламы, пока без детального фокуса на конкретных компаниях.
Базовый вариант: прямая покупка рекламы
Предположим, вы разработали приложение под Android. Оно оказалось достаточно популярным, у вас сформировалась аудитория в несколько миллионов активных пользователей. И вы решили монетизировать приложение, добавив в него рекламу: например, периодически показывать рекламный баннер на экране несколько секунд.
Простой, на первый взгляд, вариант - договориться с несколькими крупными брендами, вроде Coca Cola или McDonald's.
При успехе, вам нужен специальный сервер для рекламы, или AdServer, куда Coca Cola загружает рекламные ролики или баннеры, а вы - подключите свое приложение и установите связь с брендом.
На этом, в т.ч. зарабатывает Google (тикер -
$GOOG): объединив несколько купленных в 2000-х годах стартапов (DoubleClick, AdMob), компания разработала ряд востребованных продуктов для автоматизации рекламы.
Среди альтернатив AdServer-ов можно выделить, например, OpenX или Kevel.
Programmatic advertising
Закупка рекламы напрямую подойдет не для всех. Например, случайный инди-разработчик вряд ли имеет ресурсы и нужные контакты, чтобы заключить контракт с Coca Cola. Ему подойдут подойдут любые (или почти любые) рекламодатели и бренды.
Здесь появляется programmatic advertising: технология закупки и показа рекламы в автоматическом режиме.
Тысячи рекламодателей хотят транслировать рекламу для целевой аудитории с учетом своего бюджета. А разработчики и издатели - больше зарабатывать.
Первоначально предполагалось, что программатик-реклама - это только про баннеры на сайтах. Но с развитием интернет-технологий, появились другие форматы и площадки, где можно крутить рекламу: YouTube, мобильные приложения и игры, Smart TV. Бренды и рекламные агентства, в свою очередь, подталкивают к развитию технологий таргетинга, оптимизации бюджета и т.д.
Таким образом, возникла экосистема цифровой рекламы.
Основные участники programmatic рекламы
•Рекламодатели и агентства
•Издатели (Publishers)
В эту категорию можно отнести все места с явным трафиком пользователей: сайты, приложения, социальные сети, вроде Facebook или YouTube. Издатели должны выделить определенные блоки (ad inventory) на своем ресурсе, где можно показывать рекламу.
•Ad Networks
В интернете - миллионы сайтов по совершенно разным тематикам и с разнородной аудиторией. Для упрощения, они объединяются в "рекламные сети", таким образом рекламодатели могут сортировать места для размещения рекламы исходя из своих целей.
•Demand-Side Platforms и Sell-Side Platforms
С учетом масштабов рынка рекламы, брендам и издателям нужны единые точки входа. Для этого нужны DSP и SSP. Основная роль платформ - (а) объединить множество участников рекламного рынка, (б) автоматизировать процесс покупки-продажи и (с) предоставить пользователям больше контроля на каждом этапе.
The Trade Desk (тикер -
$TTD) или Appreciate от Digital Turbine - некоторые из DSP. А Fyber или PubMatic - примеры Sell-Side платформ.
•Ad Exchange
Фактически, это движок рекламной биржи: издатели готовы продать место для показа за определенную цену, а рекламодатели делают ставки на покупку.
•Сторонние участники
Отдельная категория - платформы и компании, которые предоставляют аналитику, данные и инструменты, чтобы повысить качество подбора рекламы на разных этапах.
Пример - Cardlytics (тикер -
$CDLX). Они связывают данные банков и рекламных платформ. У первых есть данные о ваших оффлайн и онлайн тратах, вторые могут предсказывать, что вы собираетесь купить. Таким образом, рекламные платформы повышают качества таргета, а банки - точнее рекомендуют вам кредитки или кэшбек.