Что происходит с Яндексом
$YNDX
Среди всего потока новостей о компании, попробую выделить несколько факторов, которые точно прибавили трудностей.
🔴 Про дешевые деньги придется забыть
Пока Яндекс присутствовал на американских биржах, у компании была возможность привлечь иностранный капитал, например, через выпуск долларовых облигаций. Или провести доп. эмиссию, как это было в июне 2020.
Тогда основными покупателями стал банк ВТБ, Роман Абрамович и его "коллеги" по Evraz-у - Александр Абрамов и Александр Фролов.
Сомневаюсь, что кто-то из них теперь согласится профинансировать подобные сделки.
🟠 Риск дефолта и прекращение международной деятельности
C 28 февраля расписки Яндекса не торгуются на NASDAQ, и по правилам биржи, через несколько дней держатели облигаций имеют право запросить свои деньги назад. Так и произошло, инвесторы объединились, наняли консультантов и потребовали досрочно погасить долг в $1.25 млрд.
Проблема в том, что у Яндекса нет столько денег.
Да, у компании есть на балансе $1.3 млрд кэша и в депозитах на конец 2021 года.
Но даже если компания приостановит свою операционную деятельность, сделать перевод инвесторам не получится - деньги то лежат на российских счетах.
В теории, держатели бондов могут потребовать ареста имущества за пределами РФ, но это тоже не вариант - денег не хватит.
Остается вариант - договариваться с инвесторами о серьезной реструктуризации бизнесов Яндекса. Значит, придется жертвовать перспективными но убыточными направлениями, либо срезать все расходы и искать пути выхода в прибыль. Но здесь возникает другая проблема.
🔴 Значительные убытки от Яндекс Маркета
Яндекс традиционно много реинвестировал свою прибыль рост и новые направления. Например, так было с Такси: 8 млрд убытка по EBITDA в 2017 выросли до +12 млрд на конец 2021 года.
Таким образом, покупая
$YNDX, вы получали эффективный и прибыльный Поиск и Такси и перспективы в виде E-commerce, Self-Driving Cars, и др.
Однако, 2021 год Яндекс закрыли с убытком в 14.7 млрд рублей. Яндекс Маркет внес 40 млрд. убытков по EBITDA, причем это скорректированный показатель.
❓Уход конкурентов на рынке рекламы - позитив для Яндекса?
С учетом блокировок социальных сетей в РФ, у рекламодателей выбор снизился выбор, где рекламу можно размещать без рисков. Однако, некоторые аналитики уже прогнозируют падения рынка рекламы на 40-60%, в том числе из-за ухода или приостановки работы крупных брендов.
Можно ли скомпенсировать такое падение повышением цен на размещение? Сомневаюсь.
❓Кадровые трудности
Если Яндексу и получится удержать своих ключевых сотрудников, то им придется значительно повышать на них расходы.
Хорошая опционная программа была неплохим козырем при найме разработчиков в Яндексе: через несколько лет работы бонусы от опционов могли превзойти вашу годовую зарплату.
В нынешней рыночной ситуации стоимость опционов, мягко говоря, под вопросом.
P.S. пока я писал этот текст, Яндекс уже отозвали свой прогноз на 2022 год. Приостанавливают инвестиции в экспериментальные проекты и ожидают снижение доходов от рекламы.
Жаль, а раньше мне казалась цена в 3000 рублей за 1 акцию
$YNDX подарком. Но сейчас перспективы, мягко говоря, туманны.