$VKCO Местные хейтеры ВК и шортисты любят кричать, что компания – убыточная помойка, ВК умирает, сервисами компании никто не пользуется. Перед тем, как это писать, призываю хейтеров заглянуть в отчетность компании и попробовать разобраться в структуре их бизнеса, а не тупо смотреть вкладку в Тинькофф, поскольку то, о чем вы кричите это ваше субъективное мнение, цифры же говорят об обратном.
Структуру компании условно можно разделить на основной бизнес и их СП (совместные предприятия). Основной бизнес ВК состоит их соц. сетей, сегмента мобильный игр, онлайн образования и онлайн объявления. Выручка основного бизнеса неуклонно растет. К примеру, с 2017 г. рост составил 137%, а за 9М21 г. – выросла на 26%.
Далее, рассмотрим денежную прибыль от основного бизнеса (денежная прибыль – очищена от неденежных затрат). Так вот, за 9М21 LTM прибыль составила 20,3 млрд руб., рост с 2017 г. составил 57%, а за 9М21 г. – выросла на 30%. Все цифры приведены на фото.
Теперь расскажу, за счет чего формируется убыток на уровне чистой прибыли, который вы все смотрите во вкладке в Тинькофф.
Во-первых, это неденежные затраты – затраты, которые компания по правилам бух. учета обязана отражать, однако они, не приводят к оттоку денежных средств. К таким затратам относится, к примеру амортизация. Например, компания когда-то в прошлом купила какой-то объект (например, здание) и каждый год списывает в расходы часть его стоимости (хотя фактически за него не платит, она заплатила за него в прошлом).
Во-вторых, это быстрорастущие СП. В таким относится, к примеру СП О2О, которое включает в себя такие сервисы, как Delivery Club, Ситимобил, Ситидрайв, Кухня на районе, Самокат и др. Сегмент растет очень высокими темпами: за 9М21 выручка сегментов выросла на !!! 274% !!! (динамика показателей по кварталам на фото).
При этом данное СП генерирует основной убыток всей группы ВК. Важно отметить несколько моментов, связанных с данным убытком. Первое, данный убыток сформирован высокими маркетинговыми расходами. Они включают в себя различные скидки, купоны, рекламные расходы – все, что направлено на агрессивное привлечение новых клиентов. Как только компания закончит высокорастущую фазу бизнеса, она легко снизит данные расходы. Второе, значительная часть расходов сформирована неденежными расходами. Кроме амортизации основных средств (н-р авто в каршеринге и такси), тут добавляет амортизация нематериальных активов. Н-р, какое-то время назад было разработано приложение Delivery Club, но затраты на его создание списываются постепенно, хотя компания уже не платит за его создание. Третье, часть затрат обусловлена покупками других компаний (затраты на M&A), тут как и с маркетинговыми расходами – они могут быть легко сокращены.
При этом, убыток от СП О2О находится на стабильном уровне – 7-9 млрд руб., в то время как выручка – растет высокими темпами. Это значит, что бизнес компании продолжает существенный рост, при этом необходимость инвестиций в СП – снижается.
Вывод из всего этого: компания не умирает, активно инвестирует (откуда и убыток) и развивает свои сервисы, которые пользуются большим спросом. Это подтверждается объективными цифрами и элементарным фин. анализом.