Банк России анонсировал, что во втором полугодии объем операций по продаже валюты в рамках зеркалирования операций Фонда Национального Благосостояния (ФНБ), не связанных с текущими ценами на нефть, снизится до 8,4 млрд руб./ день с 11,8 млрд руб./день в первом полугодии. Это совпало с нашими ожиданиями и находится в рамках уточненного с начала 2024-го механизма валютной части бюджетного правила. Объявленное изменение фактически означает, что с июля по январь цена на российскую нефть, при которой ЦБ будет переходить от продаж к покупкам валюты, составит около $71—72/барр. против около $75—76/барр. в первом полугодии. Это снижает поддержку рубля в рамках бюджетного правила и вкупе с недавним решением по смягчению условий конверсии экспортной выручки должно определить ослабление отечественной валюты во второй половине года. Мы сохраняем наш прогнозный интервал для рубля до конца года на уровне 87—92 руб./долл.
Валютная часть бюджетного правила действует в России с 2017 года. Ее идея в том, чтобы сгладить влияние нефтяных колебаний не только на параметры госбюджета, но и на валютный рынок. Когда цены на нефть растут выше базовой цены, госбюджет копит излишние доходы в ФНБ, а ЦБ по поручению Минфина проводит соответствующие покупки валюты, предотвращая избыточное укрепление рубля. И наоборот. Однако в последние годы ФНБ проводил масштабные операции, не связанные с основным бюджетным правилом и базовой ценой на нефть. Речь об антикризисных расходах в 2020-м и 2022–2024 гг. и операции по финансированию внутренних инвестиционных проектов/активов. С 2024 года ЦБ начал учитывать все эти операции при проведении интервенций. С 2022-го регулятор покупает на валютном рынке только юани.
Сейчас валютные операции ЦБ по поручению Минфина включают три компоненты.
Объем также уточняется с учетом фактической добычи и продажи энергоносителей. Размер операций Минфин ежемесячно анонсирует на своем сайте. В первом полугодии это были чистые покупки (при достаточно высоких ценах на российскую нефть). Например, в июне они составляют 3,7 млрд руб./день.
Для их реализации средства переводятся из так называемой ликвидной части, хранящейся в валюте, в неликвидную в рублях. Соответственно они требуют продажи валюты со стороны ЦБ. Действуют с запозданием на полгода. Так, продажи валюты в первом полугодии 2024-го определялись по операциям ФНБ за второе полугодие 2023-го и до июля составляют около 6,3 млрд руб./день.
Требуют продажи валюты со стороны ЦБ. Зеркалируется с запозданием в год. То есть на 2024 год определены по расходам бюджета 2023-го и составляют 5,5 млрд руб./день.
Объявленное изменение связано с второй компонентой: на финансирование из ФНБ внутренних инвестиционных проектов в первом полугодии 2024-го было направлено около 300 млрд рублей после более 700 млрд рублей во втором половине 2023-го. Это означает снижение продаж на 3,4 млрд руб. /день, до 2,9 млрд руб. /день. Отметим, что во втором полугодии текущего года такие расходы должны вновь возрасти, так как на весь год план финансирования проектов составляет более 1 трлн рублей (как и в 2023 году).
Уточнение параметров по операциям ФНБ с учетом текущих котировок на российскую нефть (около $74/барр.) делает вероятным переход к чистым покупкам валюты во втором полугодии после чистых продаж в первой половине 2024-го.
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.