Ростелеком ассоциируется с традиционным телекоммуникационным бизнесом. Но это не совсем так. Сегодня компания — один из крупнейших в России интегрированных провайдеров цифровых услуг и решений, который присутствует во всех основных сегментах рынка. О них мы расскажем подробнее ниже.
А если коротко, то Ростелеком к 2025 году:
35% выручки
Ростелеком занимает около 20% на рынке мобильной связи для сегмента B2C (бизнес для потребителя) и 15% в сегменте B2B/B2G (бизнес для бизнеса/государства), подсчитали в агентстве ТМТ Консалтинг. На наш взгляд, рынок мобильной связи является достаточно зрелым, и дальнейший рост выручки сегмента будет зависеть преимущественно от роста среднего чека, потребления мобильного интернета, активного проникновения пакетных предложений и перехода на новые настраиваемые тарифные планы.
5% выручки
Ростелеком является лидером данного направления с долей около 70% в сегменте B2C. Для сравнения: доля всем известного МТС составляет всего около 23%. Однако стоит отметить, что направление показывает отрицательную динамику выручки, так как популярность данного вида связи постепенно теряет актуальность.
14% выручки
Если предыдущие два сегмента разделены между парой основных игроков, то рынок высокоскоростного интернета более разнообразен. Доля прочих игроков в нем превышает 30%. Тем не менее Ростелеком является лидером и в этом направлении. Мы полагаем, что компания может стать бенефициаром дальнейшей консолидации этого сегмента. Здесь основным драйвером дальнейшего роста остается ввод нового жилого фонда, а также проникновение пакетных предложений и индексация тарифов.
6,5% выручки
Онлайн-кинотеатры являются одним из самых быстрорастущих телекоммуникационных рынков: среднегодовой темп роста (показатель CAGR) составит около 16% вплоть до 2027 года. На этом рынке Ростелеком представляет свой продукт Wink ー это онлайн-кинотеатр, и сейчас он занимает второе место в России по количеству активных подписчиков. Как и в случае с интернетом, этот сегмент в будущем тоже может консолидироваться, и Ростелеком от этого выиграет.
12% выручки
Более специфический спектр услуг, который включает следующие направления:
Дата-центры и облачные услуги Ростелеком
22% выручки
Один из самых быстрорастущих сегментов Ростелекома. Он представлен следующими продуктами и услугами.
Ростелеком остается лидером рынка коммерческих дата-центров. Общая емкость ЦОД составляет 26 тысяч стойко-мест. При этом Ростелекому принадлежит в три раза больше, чем следующему топ-провайдеру. А всего в России более 80 тысяч стойко-мест. На рынке облачных IaaS-сервисов Ростелеком занимает 27% и активно растет.
Здесь Ростелеком представлен через дочернюю компанию и обслуживает более 850 крупнейших компаний России из ключевых отраслей экономики. В том числе обеспечивает безопасность портала Госуслуги.
Ростелеком развивает сервисы видеонаблюдения и ведет проекты в области интеллектуальных транспортных систем и энергоэффективности.
Основные усилия Ростелекома в этом сегменте направлены на внедрение цифровых технологий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи.
Ростелеком развивает инфраструктуру электронного правительства, которая предоставляет гражданам и организациям доступ к государственным услугам в электронном виде.
У компании выработана стратегия развития до 2025 года. Вот главные задачи.
При формировании стратегии компания обозначила цель увеличить выручку до 700 млрд рублей к 2025 году. Но уже сейчас компания ожидает 800 млрд по итогам этого года. А в новом стратегическом цикле, который будет рассчитан до 2030 года, Ростелеком планирует достигнуть выручки в 1 трлн рублей.
Основной драйвер роста для Ростелекома — это цифровые сервисы и инновационные продукты. Это связано в том числе с желанием бизнеса и государства повысить собственную эффективность за счет цифровизации. Компания постоянно расширяет спектр услуг и продуктов для этих целей, что должно обеспечить дальнейшую сильную динамику выручки.
По итогам третьего квартала выручка Ростелекома выросла на 11% год к году и составила 193,0 млрд рублей — основной вклад был обеспечен за счет продвижения комплексных цифровых продуктов в сегменте B2B и B2G, а также в мобильном бизнесе.
Мы полагаем, что компания может продемонстрировать дальнейший рост рентабельности при выходе ряда цифровых сервисов из инвестиционной фазы на более зрелый уровень.
На чистую прибыль также повлиял пересчет отложенных налоговых разниц в связи с повышением ставки налога на прибыль.
Предыдущая дивидендная политика утверждалась на период с 2021 по 2023 год. Мы и инвесторы ждем новостей от компании по поводу следующих периодов. Но, учитывая довольно высокий уровень долговой нагрузки компании и отрицательные значения свободного денежного потока на фоне сильных инвестиций, мы не ожидаем существенного повышения дивидендной доходности. Но вот сколько инвесторы получали ранее.
С 2021 по 2023 год Ростелеком должен был платить не менее 5 рублей на акцию, а каждый год еще и увеличивать выплаты как минимум на 5%. Не менее половины от чистой прибыли должно было уходить на дивиденды. И вот по итогам 2023 года Ростелеком выплатил дивиденд в размере 6,1 рубля на акцию, что эквивалентно доходности в 10,5% к текущей цене.
В целом мы видим слишком много рисков данного инвестиционного кейса и в текущих условиях находим телеком-сектор непривлекательным для инвестиций.
Впрочем, мы не можем не выделить позитивные стороны компании и ее личный вклад в собственное развитие.
Аргументы против: