Оператор морских перевозок углеводородов опубликовал отчетность по МСФО за 2024 год. В этом обзоре мы разберем:
Выручка на основе ТЧЭ (тайм-чартерного эквивалента*) снизилась на 17% кв/кв.
Причины:
* Выручка без рейсовых расходов и комиссий
Ставки фрахта по-прежнему сохраняются на высоких уровнях с 2023 года на фоне дефицита судов для перевозки энергоносителей. Однако в четвертом квартале тайм-чартерные ставки фрахта снизились, несмотря на исторически благоприятную сезонность. Падение составило 12% кв/кв.
Кроме того, в настоящий момент у компании истек срок некоторых премиальных контрактов, что увеличило долю отгрузок по спотовым ценам: раньше их доля составляла около 30%. Исторически основная доля приходилась на долгосрочные контракты с высокой обеспеченностью, что защищало финансовые результаты Совкомфлота от волатильности.
Ранее менеджмент заявлял, что на 2025 год компания имеет порядка $1 млрд законтрактованный выручки, однако после введения январских санкций ситуация могла измениться.
Напомним, что значимым негативным событием для Совкомфлота стало попадание 14 танкеров (около 10% от флота) в блокирующий список США в феврале 2024 года. Согласно открытой информации, во втором квартале большая часть санкционных судов простаивала. Однако в третьем квартале подсанкционные суда, по данным СМИ, частично возобновили транспортировку, но не в полном объеме. Это оказало давление на результаты.
В то же время выручка индустриального сегмента (транспортировка СПГ и шельфовые проекты) осталась стабильной благодаря долгосрочным контрактам.
В четвертом квартале EBITDA и рентабельность по этому показателю снизились почти на 10 п.п. кв/кв, до 47,6%.
Причины:
Важно отметить, что в четвертом квартале компания показала операционный убыток более $20 млн в связи с резким ростом расходов на амортизацию (на 85% кв/кв) на фоне обесценения активов.
Чистый убыток в четвертом квартале составил более $80 млн, в то время как консенсус ожидал прибыли. Основное негативное влияние оказали разовые убытки от:
Однако убытки были частично компенсированы ростом процентных доходов на 83% (до $55 млн). Процентные расходы в то же время практически не изменились квартал к кварталу. Компании удается удерживать их на стабильном уровне даже в условиях высоких процентных ставок в экономике РФ.
Все благодаря низкой долговой нагрузке: чистый долг/EBITDA составил 0,03х. На конец года чистый долг Совкомфлота составил порядка $28 млн.
У компании на балансе более $1,3 млрд денежных средств и депозитов, что составляет половину капитализации. Свободный денежный поток (FCF) на конец года составил почти $800 млн на фоне сокращения капитальных затрат. Доходность — более 30%.
Однако в этом году менеджмент заявил, что решение о выплате и размере дивидендов будет приниматься в рамках действующей дивидендной политики с учетом финансового положения компании и на основе принципа достаточности капитала для обеспечения стратегического развития, в том числе в контексте новых санкционных ограничений.
Выплата может составить только 25% от скорректированной чистой прибыли — 4,87 руб/акция. Однако, учитывая устойчивое финансовое положение и высокий FCF, мы допускаем, что компания по итогам 2024 года сохранит коэффициент выплат на уровне 50%, что принесет инвесторам доходность 10,3%.
В январе 2025 года Минфин США ввел санкции против 69 судов Совкомфлота, в том числе 54 танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов и 4 танкеров для перевозки СПГ.
Попадание большей части флота в SDN-лист значительно усложняет операционную деятельность и увеличивает неопределенность относительно дальнейшей загрузки санкционного флота. По данным АИС* судов, из около 90 танкеров компании в работе находится только несколько десятков.
* Автоматическая идентификационная система (Automatic Identification System) является одним из основных компонентов, осуществляющих безопасность судоходства. Определяет координаты местоположения судов
Если ситуация не изменится, то в 2025 году можно ожидать резкого падения выручки ниже 110 млрд рублей на основе тайм-чартерного эквивалента и рентабельности. В таком случае EBITDA может сократиться до 60—65 млрд рублей.
Динамика выручки зависит от многих факторов, поэтому падение может быть как резким, так и менее существенным. Оптимистичным сценарием будет частичная или полная отмена санкций против танкеров Совкомфлота.
Однако мы считаем данный сценарий маловероятным. Кроме того, подобный исход, скорее всего, приведет к нормализации спотовых ставок фрахта к среднеисторическим значениям — около $20 000 в сутки.
Учитывая все риски, мы не рекомендуем покупать акции Совкомфлота и сохраняем рекомендацию «держать». На данный момент бумаги компании могут привлекать инвесторов только дивидендами.
Однако на нефтяном рынке можно найти более привлекательные акции с высокой дивидендной доходностью. На данный момент у нас открыты две идеи на покупку из нефтегазового сектора: Лукойл (таргет по цене 8 500 руб./акция) и Татнефть (таргет по цене 800 руб./акция)