За последние несколько лет отечественный IT-рынок показывал довольно впечатляющие темпы роста, однако до сих пор остается менее развитым по сравнению с рынками многих других стран, что говорит о потенциале для дальнейшего роста и развития. Драйверы дальнейшего роста IT-рынка в России:
На последнем пункте остановимся подробнее. В 2022 году многие иностранные вендоры покинули российский рынок, из-за чего возникла потребность в постепенном замещении иностранного ПО. Государство взяло курс на формирование технологического суверенитета, законодательно регламентируя возможность использования решений иностранных вендоров, а также активно поддерживая производителей локальных решений с помощью различных субсидий и грантов, а также льгот и преференций. Все это предоставило российским игрокам уникальную возможность роста и привело к ускоренному импортозамещению. Ожидается, что доля российских решений на отечественном IT-рынке может превысить 70% в среднесрочной перспективе, а в отдельных сегментах (например в сегменте кибербезопасности) — 95% к 2028 году.
Софтлайн является бенефициаром текущей ситуации на российском ИТ-рынке. Компания обладает необходимой экспертизой в области консалтинга, интеграции и сопровождения перехода на отечественные решения, охватывая все каналы взаимодействия с клиентами и провайдерами IT-решений.
Софтлайн — маркетплейс решений для IT-отрасли, который помогает клиентам цифровизировать их бизнес. За последние несколько лет компания диверсифицировала бизнес, перейдя от чистой дистрибуции продуктов сторонних производителей к собственным решениям, которые разработаны самой компанией или получены в результате череды M&A-сделок. Многие собственные решения Софтлайна находятся на все еще довольно ранней стадии развития, однако некоторые продукты уже завоевали прочные позиции на рынке, что добавляет оптимизма в отношении будущих перспектив.
Компания фокусируется на наиболее привлекательных сегментах IT-рынка, включая облачные технологии и кибербезопасность. Среди клиентов Софтлайна преимущественно представители B2B- и B2G-секторов. Клиентская база компании довольно диверсифицирована: доля топ-5 заказчиков не превышает 10% от выручки.
По нашему мнению, развитие собственных продуктов является основным фактором инвестиционной привлекательности компании. Доля этих продуктов в общем объеме продаж за первое полугодие 2024-го выросла до 30% с менее 3% в 2020 году. Это позитивно сказывается на эффективности бизнеса, поскольку собственные решения более рентабельные, чем продукты сторонних производителей. Так, валовая прибыль как % от продаж у собственных продуктов составляет в среднем около 60%, а у сторонних продуктов — всего около 13%. Ждем увеличения валовой маржи компании в среднесрочной перспективе за счет дальнейшего роста продаж собственных решений.
Как мы отмечали выше, компания выигрывает от перестройки рынка, которая началась в 2022 году. Активное импортозамещение также положительно сказывается на прибыльности компании, но уже в сегменте решений сторонних производителей. В целом валовая маржа компании как % от продаж выросла с 14,9% в 2020-м до 26% в 2023-м.
Софтлайн обладает значительным опытом в совершении сделок слияний и поглощений. Только с начала этого года компания завершила более восьми подобных сделок. Причем сделала это в разных сегментах рынка и для различных целей, включая привлечение IT-специалистов, развитие портфеля собственных решений и экспансию в новые сегменты. При этом на фоне роста уровня консолидации рынка и конкуренции за освободившиеся ниши многим относительно небольшим компаниям выгодно становиться частью крупных публичных игроков, обладающих широкой базой клиентов и возможностями дистрибуции. За счет этого Софтлайну удается приобретать компании по привлекательной оценке, что приводит к увеличению стоимости самого Софтлайна.
Менеджмент Софтлайна ожидает, что в случае успешного завершения планируемых M&A-сделок по итогам 2024 года:
Компания планирует направлять на дивиденды не менее 25% от чистой прибыли, при этом сумма выплаченных дивидендов составит не менее 1 миллиарда рублей с первой выплатой в 2025 году.
Из-за них весьма сложно прогнозировать финансовые показатели компании. В целом такая стратегия считается довольно рискованной из-за возможных сложностей с интеграцией купленных компаний и вероятности переплаты.
В том числе для финансирования M&A-сделок Софтлайн несколько раз проводил дополнительный выпуск акций. А недавно компания утвердила программу обратного выкупа до 5% акций. По словам менеджмента, «нынешняя цена акций компании не отражает фундаментальных характеристик бизнеса и его темпов роста». Выкупленные акции будут также использованы для финансирования M&A-сделок.
На конец второго квартала чистый долг Софтлайна составил 22,6 млрд рублей. При этом чистый долг, скорректированный на стоимость портфеля ценных бумаг, составил 13,3 млрд рублей. Соотношение скорректированного чистого долга к скорректированной EBITDA за последние 12 месяцев составило 2x. По словам компании, это комфортный уровень долговой нагрузки. Однако в текущих условиях высоких процентных ставок такой уровень долговой нагрузки оказывает давление на чистую прибыль компании и может затормозить возможность финансирования дальнейшего роста.
Акции Софтлайна могут быть привлекательны для инвестиций, если компании удастся успешно реализовать стратегию роста продаж собственных решений и успешно завершить запланированные M&A-сделки. Сейчас форвардный EV/EBITDA (учитывает прогноз на весь 2024-й) у компании находится на уровне 6,2х — это ниже, чем у большинства российских публичных IT-компаний. Без учета M&A-сделок мультипликатор составляет 8,8х.