Недавно оператор морских перевозок углеводородов опубликовал отчетность по МСФО за второй квартал 2024 года. В этом обзоре мы разберемся, насколько сильно введенные санкции повлияли на результаты компании, а также расскажем, чего стоит ожидать по итогам года.
Долларовая выручка снизилась на 13% квартал к кварталу. Основными причинами стали:
Ставки фрахта по-прежнему на высоких уровнях, выход на которые произошел еще в 2023 году на фоне дефицита судов для перевозки энергоносителей. Однако в последние месяцы отмечается частичное снижение ставок (летние месяцы исторически являются сезонно слабыми на рынке морской перевозки нефти). Кроме того, в июле ставки фрахта на российском рынке опустились до среднемировых уровней впервые с 2022 года. К этому привело:
Сейчас ставки фрахта несколько восстанавливаются на фоне увеличения морских экспортных перевозок (к этому привела остановка транзита российской нефти через нефтепровод Дружба). Также в ближайшие месяцы поддержку ставкам фрахта может оказать снижение ограничений на добычу — это приведет к росту морских экспортных поставок до конца года и, возможно, вернет премию за российские танкеры. Однако в настоящий момент только около 30% отгрузок остается на споте. Основная же доля приходится на долгосрочные контракты, имеющие, по заявлениям компании, высокую обеспеченность, что защищает финансовые результаты от волатильности.
Напомним, что значимым негативным событием для Совкомфлота стало попадание компании и ее 14 танкеров (около 10% от флота) в блокирующий список США в феврале нынешнего года. После этого начала поступать информация об отказе НПЗ Индии принимать российскую нефть с танкеров компании из-за опасения попасть под вторичные санкции США. Согласно последней открытой информации, только незначительная часть танкеров, оказавшихся под персональными санкциями, в настоящее время совершает перевозки грузов. Поэтому неопределенность по загрузке флота компании в 2024 году остается высокой.
Во втором квартале у компании снизилась не только выручка, но и рентабельность по EBITDA — на 6,9 п. п. квартал к кварталу, до 54,3%. Это произошло в связи с ростом рейсовых расходов на 15% квартал к кварталу на фоне давления февральских санкций, в результате которых загрузка санкционных судов снизилась и большая часть из них оставалась пустой в портах. Эксплуатационные расходы в то же время незначительно снизились (-2,5%) ввиду завершения планового ремонта судов.
Рентабельность по чистой прибыли сократилась еще сильнее — на 16,8 п. п., до 22,8%. Более слабая динамика объясняется убытком от курсовых разниц в размере $33 млн во втором квартале (в первом квартале была прибыль в размере $3,1 млн). В то же время, несмотря на высокие процентные ставки в экономике РФ, компании удается удерживать процентные расходы на стабильном уровне ввиду низкой долговой нагрузки. На конец первого квартала 2024-го чистый долг компании оказался отрицательным (–$20 млн), то есть средств на счетах компании больше, чем долговых обязательств. Запас ликвидности компании достигает $1,5 млрд, однако не учитывает выплаченных финальных дивидендов за 2023 год (порядка $300 млн).
Согласно дивидендной политике, компания стремится выплачивать акционерам не менее 25% от чистой прибыли. При этом ранее компания перешла к выплате 50% от скорректированной прибыли по МСФО, приведенной в рублях, и сообщала о желании сохранить такой уровень выплат. Если компания продолжит придерживаться политики выплат дважды в год, то расчетный дивиденд за первое полугодие 2024-го может составить 6,64 рубля на акцию (доходность к текущей цене акций — 6,6%). Из этой суммы за второй квартал компания заработала 2,64 рубля на акцию. Суммарные выплаты за год, по нашим прогнозам, могут составить порядка 13 рублей на акцию и принести доходность в размере 12,9%.
Ну и что?
Мы сохраняем рекомендацию «держать» для акций Совкомфлота и снижаем таргет до 118 рублей за акцию. На данный момент бумаги компании могут привлекать инвесторов только дивидендами. Однако на нефтяном рынке можно найти более привлекательные акции с высокой дивидендной доходностью, например бумаги Лукойла и Татнефти.