VK — одна из крупнейших российских технологических компаний и лидер по числу ежедневных пользователей: среднедневная аудитория сервисов VK составляла 76 млн человек на конец 2023 года. Приоритетом VK является создание и развитие цифровых сервисов, которые удовлетворяют ежедневные потребности пользователей. Для бизнес-клиентов VK развивает продукты и услуги по цифровизации — от интернет-продвижения до облачных сервисов.
Сегмент объединяет сервисы и продукты, направленные на развитие социальных сетей, создание контента и управление им.
Сегмент включает:
Основным источником дохода является выручка от онлайн-рекламы. Ключевым активом компании является социальная сеть ВКонтакте, средняя месячная аудитория которой составляет около 88 млн пользователей. Среднемесячный охват ВКонтакте составляет 87% российской интернет-аудитории.
VK активно развивает собственные развлекательные платформы, инвестируя в эксклюзивный контент на своих площадках, а также в расширение функций своих продуктов. На фоне замедления YouTube в России сервисы VK являются прямыми бенефициарами сложившейся ситуации и имеют все шансы на значимый прирост аудитории, что, в свою очередь, может послужить дополнительным драйвером роста выручки сегмента.
Сегмент включает:
Компания развивает портфель решений в данном сегменте путем приобретения и разработки новых продуктов и сервисов. Отметим, что образовательные сервисы VK входят в список крупнейших образовательных платформ России по выручке.
Сегмент включает программные лицензионные продукты и облачные сервисы, закрывающие ключевые потребности B2B-клиентов. Продуктовый портфель структурирован по четырем направлениям:
Росту данного сегмента способствует курс государства на импортозамещение, что делает решения VK все более востребованными.
В конце 2024 года VK объявила, что рассматривает возможность провести первичное публичное размещение акций технологической вертикали VK Tech в рамках регулярной оценки стратегических перспектив развития холдинга. Решение будет принято с учетом рыночной конъюнктуры.
Сегмент включает:
В текущий момент VK довольно активно инвестирует в сегмент. Основным фокусом для компании является усиление экосистемы и развитие сквозных технологий, позволяющих повысить синергию ключевых внутренних сервисов. При этом компания пытается отвечать всем потребностям клиентов и постоянно дополняет существующий портфель продуктов.
В 2023 году VK перестала раскрывать финансовые результаты по кварталам и перешла на полугодовую модель раскрытия, тем самым снизив прозрачность своих цифр. Операционные результаты компания продолжает раскрывать по кварталам.
В первом полугодии 2024 года выручка сегмента увеличилась на 22,9% г/г, до 46,2 млрд рублей. Небольшое замедление обусловлено нормализацией темпов роста на фоне высокой базы. Рентабельность сегмента по EBITDA в отчетном периоде составила 10,4%.
В третьем же квартале 2024-го выручка сегмента продолжила замедляться — до 21% г/г.
Вопрос будущей рентабельности сегмента остается одним из ключевых в контексте всего инвестиционного кейса VK. Сможет ли компания вернуться к прежним значениям на уровне 30—40%? В качестве примера — рентабельность сегмента «Поиск и портал» у Яндекса, где также основным драйвером выручки является реклама, составляет около 50% по скорр. EBITDA.
Компания также сообщила, что рост сегмента в третьем квартале составил 78%, тогда как рентабельность по EBITDA выросла до 25% в связи с сезонностью бизнеса.
В первом полугодии 2024-го выручка сегмента составила 11,2 млрд рублей, показав рост на 13,9% г/г. Убыток по скорректированной EBITDA сократился на 34,5% и составил 1,3 млрд рублей. В третьем же квартале выручка увеличилась на 16% г/г.
На конец первого полугодия 2024-го чистый долг компании вырос до 152 млрд рублей, что оказывает дополнительное давление на финансовые расходы. Мы ожидаем, что на фоне текущих высоких процентных ставок расходы на обслуживание долга будут расти.
Также компания активно участвует в ряде сделок слияния и поглощения. VK обычно не раскрывает финансовые детали осуществления таких сделок, но, по нашему мнению, дальнейшая стратегия на расширение продуктового портфеля также может оказать дополнительное давление на денежную позицию компании. Много вопросов вызывает и отсутствие комментариев в части денежных поступлений за продажу My.Games и доли Prosus два года назад.
Чистый денежный поток компании остается в глубоко отрицательной зоне: -16,5 млрд рублей на конец первого полугодия 2024-го.
Мы осторожно оцениваем будущие перспективы компании.