Приближающиеся выборы американского президента привлекают повышенное внимание рынков. И хотя российская финансовая система сейчас в меньшей степени реагирует на внешнюю повестку, колебания глобальных цен на финансовые активы и сырьевые товары по-прежнему оказывают воздействие на отечественный рынок и экономику. В этом обзоре разберемся, как выборы в США влияют на рынки. Спойлер: не стоит преувеличивать это влияние, но интересные закономерности, в том числе связанные с волатильностью рынков, ценами на золото и нефть, все же прослеживаются.
5 ноября в США пройдут 60-е в истории страны выборы президента. Главными претендентами на пост главы государства со сроком полномочий четыре года (с января 2025-го) являются:
На выборы зарегистрировано еще 16 кандидатов (от других партий или независимые кандидаты). Однако никто из них не имеет реальных шансов на значимую поддержку.
Президентские выборы пройдут одновременно с выборами в Сенат и Палату представителей США. Результаты этих выборов также будут играть важную роль в определении политического и экономического курса США.
Выборы в США проходят в два этапа и существенно отличаются от привычных нам.
5 ноября состоится голосование избирателей: голосуют все граждане США, имеющие электоральное право. Голосовать можно на избирательном участке или по почте. Подсчет «почтовых» голосов растянут по времени и иногда становится источником интриги и прений.
17 декабря будет проходить голосование коллегии выборщиков. Коллегия включает 538 человек со всех 50 штатов и округа Колумбия, как правило, с политическим и партийным опытом. По всем штатам, за исключением двух, действует принцип «победитель получает всё»: кандидат, набравший большинство голосов в штате, получает все голоса, распределенные на этот штат.
Результаты голосования выборщиков будут подсчитаны 6 января 2025 года конгрессом США. Для того чтобы стать президентом США, кандидат должен получить не менее 270 голосов выборщиков.
Согласно последним опросам, предпочтения избирателей делятся практически поровну между Трампом и Харрис: лидер с минимальным перевесом меняется от опроса к опросу. Последние два месяцев рейтинги кандидатов колебались. Так, новости о покушении на Трампа подогревали его популярность, а вот результаты дебатов играли в пользу Харрис. Конкуренция остается весьма ожесточенной, из-за чего при подведении итогов возможны конфликты.
Отметим, что кандидат вполне может проиграть по числу голосов избирателей и при этом все равно стать победителем в президентской гонке, поскольку решающее значение имеет именно голосование коллегии выборщиков. На текущий момент предиктивные модели многих авторитетных изданий, прогнозирующие исход президентских выборов, зачастую видят немного больше шансов у Дональда Трампа, хотя результаты оценок разнятся.
По выборам в Сенат опросы пока показывают доминирование Республиканской партии. Однако и здесь рейтинги партий предельно близки, а консенсус переменчив.
В течение большинства периодов выборов в США (три месяца до и после выборов) за последние десятилетия наблюдался как минимум умеренный рост индикаторов волатильности и давление на рисковые активы. Кроме того, при жесткой конкуренции среди кандидатов (как сейчас) и возможных спорных результатах выборов (как в 2016 и 2020 годах) волатильность рынков может быть еще выше и продолжительнее. После выборов в большинстве случаев наблюдался период снижения волатильности и улучшения настроений без привязки к итогам выборов. Это прослеживается в позитивной динамике фондового рынка США после пяти последних выборов (кроме выборов 2008 года, совпавших с мировым финансовым кризисом).
Здесь выводы аналитиков уже в большей степени разнятся. Многое зависит от того, на какой период смотреть и корректировать ли показатели на другие факторы влияния, не связанные с выборами. Однако наблюдатели все же склоняются к тому, что в год после президентских выборов рост фондового рынка США оказывался выше в случае победы кандидата от Демократической партии. Наши расчеты по электоральным эпизодам с 2000 года этот вывод подтверждают (исключение — 2008 год).
Добавим, что победа кандидата от Республиканской партии обычно ассоциируется с более крепким долларом США, а победа демократов — с более слабой американской валютой. При этом в XXI веке доллар в целом имеет тенденцию слабеть в первые месяцы после американских выборов. Это при прочих равных позитивно влияет на валюты стран с формирующимися рынками и на стоимость основных сырьевых товаров.
При этом золото, несмотря на рост цен с начала 2000-го в 9,5 раза, демонстрировало довольно слабую динамику в первые месяцы после последних шести выборов в США (2008 год мы все так же оставляем за скобками).
Также считается, что более сбалансированным вариантом для экономики и рынка США является доминирование в конгрессе партии, противоположной партии президента (особенно при президенте-демократе). Хотя и это правило имеет исключения.
Первый президентский срок Трампа пришелся на 2016–2020 годы, и рынок имеет определенные ожидания относительно повторения трендов тех лет. В частности, политика Трампа ассоциируется с более высокой непредсказуемостью и при этом ставкой на экономический рост США. Его программа включает в том числе более низкие корпоративные налоги и внутренние стимулы в сочетании с высокими импортными тарифами и другими протекционистскими мерами. Она может оказывать следующее влияние на рынок:
Отдельно отметим выраженный проинфляционный уклон экономической политики республиканца. Одни только его планы по введению тарифов в размере 10—20% на весь импорт, 60% на китайскую продукцию и 100% на продукцию стран, которые отказываются от расчетов в долларах, могут значительно ускорить инфляцию в США. По оценкам Bloomberg Economics, подобные тарифы привели бы к повышению потребительских цен на 2,5 п. п. за два года (без учета потенциального раскручивания спирали торговых войн). В то же время инициативы Трампа по снижению налогов могут дорого обойтись госбюджету США, значительно увеличив и без того крупный дефицит.
В свою очередь, Харрис, вероятно, продолжит экономический и политический курс последних четырех лет. В таком случае текущие рыночные тренды продолжат плавно развиваться. В программу Харрис входят:
Общая логика ее бюджетной стратегии предполагает возможное повышение налогов для компаний и состоятельных граждан, чтобы финансировать поддержку социально уязвимых слоев населения и сохранить более низкую налоговую нагрузку на средний класс. На внешнем фронте победа демократов, по мнению аналитиков, может оказать в целом позитивное воздействие на евро, европейские и сырьевые рынки. При этом надо учитывать, что в случае победы Харрис может преподнести сюрпризы, например значительно изменить программу относительно курса действующего президента Джо Байдена.
Экономическая программа Харрис, вероятно, тоже увеличит дефицит бюджета США, но не так сильно, как программа Трампа.
Статистически результаты выборов оказываются не столь значимы, когда речь идет о средних и длинных экономических и рыночных трендах. Есть ключевые факторы для рынков, которые не имеют очевидной привязки к результатам выборов. Сейчас это:
Пока рынки настроены оптимистично в отношении роли Трампа в потенциальном урегулировании геополитического конфликта между Россией и Украиной. Однако, по словам самого Трампа, он не готов принять условия о нейтральном статусе Украины или остановить оборонные поставки США на Украину. Поэтому пока не стоит ожидать быстрого урегулирования ситуации даже в случае победы Трампа. Также следует учесть, что Трамп не раз кардинально менял свои политические посылы, в том числе в отношении России: позитив сменялся резкими предложениями использовать радикальные санкции в качестве инструмента для принуждения к переговорам.
Ну и что?