Глобальный рынок телекоммуникаций является зрелым. Поэтому компании оптимизируют затраты и запускают новые бизнес-направления, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Российские операторы связи не ограничиваются сферой телекоммуникаций и постепенно занимают другие ниши, развивая собственные экосистемы.
В данной серии обзоров мы разберем рынок телекома, а также рассмотрим, как работают крупнейшие игроки — МТС и Ростелеком.
Объем российского телекоммуникационного рынка составил 2,04 трлн рублей по итогам 2024 года и показал одни из самых высоких темпов роста за последние десять лет (+6,2% г/г).
При этом мы видим, что рынок давно достиг своего насыщения: его рост в 2024 году, как и в прошлые периоды, не покрывает рост инфляции, которая в прошлом году составила 9,52% (по данным Росстата).
Рост показали следующие сегменты*:
* Согласно данным консалтингового агентства ТМТ Консалтинг
Отрицательную динамику продемонстрировал лишь рынок фиксированной телефонии — на 3% г/г.
Рекордные темпы роста доходов от мобильной связи объясняются увеличением доходов с одного абонента в связи с индексацией тарифов, а также за счет предложения дополнительных услуг и конвергентных пакетов* и увеличения потребления мобильного трафика на 15% г/г. Наблюдается постепенная нормализация международного роуминга. Также растет корпоративный бизнес (B2B).
* Пакеты, включающие максимально широкий набор телекоммуникационных услуг по одному абонентскому договору
Рынок услуг мобильной связи в России поделен между четырьмя основными игроками, которые в совокупности занимают более 95% абонентской базы. Рыночные доли игроков исторически остаются довольно стабильными.
Лидером рынка по выручке является МТС с долей около 33%, за ним следуют Мегафон и Ростелеком*.
* В 2020 году Ростелеком консолидировал 100% Tele2 Россия, добавив в свой портфель активов мобильный бизнес. До 2020 года доля Ростелекома составляла 45%.
Рост сегмента мобильной связи обеспечивается регулярным повышением тарифов на основные услуги связи (ARPU). А вот увеличение абонентской базы достаточно ограничено при текущем уровне проникновения сотовой связи в 180%. Другими словами, количество сим-карт значительно превышает численность населения страны.
Поддержать расширение абонентской базы могут разве что растущая популярность банковских виртуальных операторов (MVNO) и развитие сегмента M2M* (межмашинное взаимодействие). За последние годы в России сразу несколько банков запустили своих мобильных виртуальных операторов (MVNO).
* Термин M2M описывает сеть устройств (датчики, умные дома, автомобили, промышленное оборудование и другие устройства), которые могут подключаться к интернету и взаимодействовать друг с другом. С помощью IoT-технологий устройства могут обмениваться данными и управляться дистанционно
Всего на российском рынке насчитывается более 20 виртуальных операторов. Значительная часть из них работает на сети T2. Для большего покрытия некоторые используют инфраструктуру нескольких операторов. Совокупная абонентская база MVNO-операторов составляет около 10 млн подключений (3—4% от общего количества абонентов в стране).
Тем не менее абонентские базы виртуальных операторов пока не могут сравниться с «большой четверкой». Классический телеком выигрывает за счет:
Виртуальные операторы пока что предлагают свои услуги абонентам конвергентных услуг в рамках банковских экосистем, и им сложно противостоять в прямой конкуренции с федеральными операторами связи.
По данным консалтингового агентства iKS-Consulting, в сетях сотовой связи «большой четверки» сейчас около 40 млн пользовательских и корпоративных умных устройств. Таким образом, доля подключаемых IT-устройств у операторов растет, но при этом наблюдается снижение количества абонентов из числа физических лиц.
Согласно исследованию агентства ONSIDE, в 2023 году и в первой половине 2024 года МТС обеспечил 41% всех M2M/IoT-подключений среди мобильных операторов в стране, что на 21% больше, чем годом ранее. Также на МТС приходится около 40% всех доходов в этом сегменте.
В последнее время ужесточился контроль и требования к идентификации абонентов и регистрации новых мобильных номеров. В частности, в июне 2024 года в первом чтении правительство приняло законопроект об усилении контроля за оборотом сим-карт в России. Окончательное принятие данного закона должно привести к снижению количества «серых» сим-карт. В результате ландшафт абонентской базы российских мобильных операторов может претерпеть определенные изменения.
С учетом всех этих факторов вопросы повышения лояльности и ценности жизненного цикла клиента (LTV) становятся более значимыми и приоритетными для операторов по сравнению с ростом абонентской базы.
Структурные изменения в секторе начались еще в 2017 году. После нескольких лет активного наращивания абонентской базы, которое привело к высокому уровню насыщения рынка, а также из-за применения агрессивной ценовой политики вся отрасль пришла к необходимости поиска альтернативных путей развития абонентской базы. Крупнейшие российские операторы ослабили ценовую конкуренцию за счет отказа от безлимитных тарифов и высокой динамики доходов от дополнительных услуг для корпоративных клиентов.
В рамках новой стратегии крупнейшие федеральные телеком-операторы стали активно предлагать конвергентные услуги, которые представляют собой комплексное предложение нескольких телеком-услуг в рамках единого тарифного плана. В большинстве случаев такие пакетные тарифы, помимо мобильной связи, включают в себя:
Подобные комплексные услуги обеспечивают операторам активное использование их сервисов клиентами, что способствует увеличению среднего чека и повышению лояльности.
По данным информационно-аналитического агентства TelecomDaily:
Среди крупнейших телеком-операторов МТС и Билайн предлагают наиболее комплексные решения и занимают более 70% всего рынка конвергентных услуг. Следует отметить также высокую активность Ростелекома и T2 в данном сегменте рынка.
Исторически рост абонентской платы за пакет услуг сотовой связи в месяц не превышал кумулятивного роста инфляции.
В последние годы динамика роста сегмента фиксированных сервисов связи составляла около 2%, однако рынок достиг насыщения по основной фиксированной услуге (ШПД), что замедляет его дальнейший рост.
В подсегменте ШПД основным драйвером рынка остается ввод нового жилого фонда. В платном ТВ положительная динамика ожидается только в сегменте IP-телевидения, но она будет зависеть от динамики ШПД и развития конкурирующего ОТТ-рынка*.
* Рынок Over-the-Top (OTT) подразумевает доставку видео, аудио и другого медиаконтента через интернет непосредственно пользователям, минуя традиционные каналы распространения, такие как кабельное или спутниковое телевидение
В части фиксированного бизнеса — услуг телефонии и широкополосного доступа в интернет — основным конкурентом МТС является Ростелеком, который занимает около 40% рынка в сегментах ШПД и платного ТВ, а также 54% в сегменте телефонии.
Доходы сегмента поддерживает повышение тарифов. Также продолжается развитие конвергентного предложения (объединение мобильной связи, ШПД и ТВ в одном тарифе). Конвергентное предложение имеет высокий потенциал роста за счет низкого на данный момент проникновения в базу пользователей ШПД и возможности увеличения количества используемых одним пользователем сервисов.
В число основных технологий платного ТВ входит спутниковое, кабельное и интерактивное телевидение (IPTV). В данном сегменте остро стоит вопрос конкуренции со стороны OTT-сервисов и проблемы с вещанием в сегменте спутникового телевидения.
На российском рынке платного телевидения наблюдается сокращение числа подписчиков на фоне конкуренции со стороны OTT-видеосервисов. Положительную динамику выручки обеспечило повышение тарифов осенью 2024 года после почти двухлетнего удерживания цен на прежнем уровне и многочисленных акций, проводимых в первую очередь спутниковыми операторами с целью снижения оттока пользователей в период вынужденных перебоев с трансляциями.
В прошлом году доходы от фиксированной телефонной связи сократились на 3%, а число абонентов снизилось на 7,9%. Спрос на услуги фиксированной телефонной связи продолжает падать. Проникновение услуги снизилось на 2% и оказалось на уровне 15% в 2024 году. Доходы в сегменте В2С падают ускоренными темпами из-за отказа от квартирных телефонов.
Главное преимущество телекоммуникационных компаний — это их огромная абонентская база. У операторов есть тысячи «точек присутствия» в виде салонов связи. Таким образом, сотовый оператор становится для клиента некой точкой входа в цифровую экосистему, затрагивающую все области его жизни.
Согласно прогнозу консалтинговой компании J'son & Partners, рынок экосистемных подписок в России к 2028 году может составить 163 млрд рублей. Бурный рост 2023 года связан с активным переходом пользователей с зарубежных сервисов на российские. Рост числа активных подписок продолжится и далее, но уже не так активно: за пять лет прирост будет в среднем на 10% в год и по итогам 2028 года может достичь 96 млн подписчиков.
На стадии формирования рынка (2020—2021 годы) экосистемы пытались предлагать как можно больше новых сервисов, в том числе за счет партнерств. Но уже в 2021—2022 годах экосистемы начали сокращать количество сервисов, предъявляя к ним высокий уровень требований и концентрируясь на тех активах, где у них есть сильные стороны. Например, во второй половине 2022 года произошел обмен активов между VK, Сбером и Яндексом: VK сконцентрировался на медиаактивах, а Сбер и Яндекс продолжили развиваться в сфере еды и транспорта.
Все экосистемы можно разделить на развитые с несколькими ключевыми продуктовыми предложениями (Яндекс Плюс, Сбер Прайм и Прайм+, МТС Premium и Tinkoff Pro и Premium) и развивающиеся (экосистемы от VK, Wildberries, Ozon, Альфа-Банка, Мегафона, T2, Х5 и прочие), то есть не имеющие на данный момент ярко выраженного синергетического предложения нескольких якорных продуктов.
Между телекоммуникационной и банковской сферами существует тесная связь. При такой комбинации возникают цифровые экосистемы с отличительной чертой — возможностью создать индивидуальное предложение, соответствующее запросу клиента.
Ранее телеком-компании активно сотрудничали с различными электронными кошельками. Но платежные сервисы столкнулись с сопротивлением со стороны банков, которые поддержал регулятор. С августа 2021 года обладатели анонимных электронных кошельков Яндекс Деньги, QIWI Кошелек, WebMoney, PayPal, VK Pay и других аналогичных систем не могут пополнять их наличными через платежные терминалы и офисы операторов сотовой связи.
Теперь для этого нужно использовать банковский счет и пройти идентификацию. Это вызвало серьезные ограничения в росте индустрии, многие операторы свернули свои проекты и стали смотреть в сторону приобретения или создания классических банков. Так, МТС развивает собственный банк, Билайн запустил совместную карту с Альфа-Банком, а Мегафон — с банком Раунд.
Вторая часть обзора по ссылке.