Аналитический обзор подготовлен 26 ноября 2024 года, данные в обзоре обновлены 20 февраля 2025-го. Публикуем сейчас накануне отчетности, чтобы можно было освежить в памяти данные по компании.
Транснефть — крупнейшая в мире трубопроводная компания в области транспортировки нефти и нефтепродуктов. Так, компания транспортирует:
Помимо этого, Транснефть владеет контрольным пакетом акций НМТП, который занимается обработкой и перевалкой навалочных, наливных и генеральных грузов, а также сопутствующими логистическими и сервисными услугами. Его результаты деятельности консолидируются в отчетности Транснефти.
Транснефть находится под контролем государства: Федеральному агентству по управлению государственным имуществом принадлежит 100% голосующих обыкновенных акций и 100 привилегированных акций Транснефти. В сумме это 78,55% от уставного капитала компании. Оставшиеся 21,45% — привилегированные акции. По данным Мосбиржи, доля префов компании, которые находятся в свободном обращении, достигает 37%. Эти бумаги включены в индекс Мосбиржи с долей 0,52%.
Это основной вид деятельности компании. Транснефть осуществляет транспортировку по магистральным трубопроводам в России, а также за ее пределами, в том числе на основании межгосударственных и межправительственных соглашений. Протяженность магистральных трубопроводов компании превышает 67 тысяч км.
Магистральные трубопроводы связывают крупнейшие российские месторождения нефти непосредственно с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), а через морские порты России и трубопроводы других стран — с внешними рынками в Европе, Азии и других регионах.
Основные объекты, через которые Транснефть осуществляет экспорт нефти:
В 2023 году Польша и Германия самостоятельно прекратили импорт нефти по Дружбе. После чего ЕС официально запретил поставки сырья по северной ветке нефтепровода. Это практически обнулило поставки по этой ветке. Однако, в 2024 был рост поставок в Германию и Казахстан транзитом через Россию. Отгрузки выросли на 37,1%, до 1,36 млн тонн. В 2025 году Казахстан планирует увеличить поставки до 2,5 млн тонн.
В настоящее время экспорт нефти по южной ветке Дружбы в Венгрию, Словакию и Чехию продолжается. В 2023 году объемы прокачки российской нефти по этой ветке нефтепровода снизились почти в три раза в годовом выражении, примерно до 14,1 млн тонн. Объемы 2024 года оказались еще ниже (около 11,36 млн тонн), что является самым низким значением с 2014 года. Из них:
Риск сокращения или остановки прокачки по южной ветке Дружбы все еще сохраняется, поэтому Транснефть активно наращивает мощности трубопроводов в сторону портов (Приморск и Новороссийск) и в восточном направлении. Планируется общее увеличение пропускной способности системы на 32 млн тонн до 2026 года, согласно утвержденному плану.
В 2018 году Транснефть приобрела 25% в Новороссийском морском торговом порту (НМТП), после чего ее доля в акционерном капитале компании достигла 60,6%. Таким образом, Транснефть получила контроль над крупнейшим стивидором в России. Сейчас она полностью консолидирует результаты НМТП в своей отчетности по МСФО.
Группа НМТП лидирует на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. Так, в 2023 году НМТП обработала 132,3 млн тонн грузов — это 14,9% от общего грузооборота российских морских портов.
В активе компании — Новороссийский порт на Черном море, Приморский порт на Балтийском море и морской порт Балтийска в Калининграде. Терминалы группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Благодаря этому терминалы группы являются ключевыми для обработки российских импортных и экспортных грузов, а также транзитных грузопотоков стран СНГ.
По итогам 2023 года доля НМТП в выручке Транснефти составила порядка 5%, а в EBITDA — выше 8%.
В начале 2009 года Транснефть заключила контракт, согласно которому она будет закупать у Роснефти 6 млн тонн нефти в год и поставлять ее в Китай по магистральному трубопроводу ВСТО в течение 20 лет. По нашим оценкам, перепродажа почти никак не влияет на EBITDA всей компании.
Объемы прокачки нефти компанией довольно стабильны и за последние пять лет колебались в диапазоне 440—480 млн тонн в год. По предварительным данным, по итогам 2024-го объемы прокачки снизились на 2% г/г, что связано с падением объемов нефти, сдаваемой производителями в систему магистральных нефтепроводов. В большей степени это следствие снижения объемов добычи в рамках соглашения ОПЕК+, что оказывает давление на итоговые результаты 2024 года.
При этом общее снижение добычи нефти в РФ составило 2,8%, с 530,6 млн тонн в 2023-м до 516 млн тонн в 2024-м.
Тем временем, объемы прокачки светлых нефтепродуктов демонстрируют позитивную динамику: c 2019 по 2023 они выросли почти на 15%.
В 2024 году, по нашим прогнозам, ожидается незначительный прирост, объемы составят около 44,4 млн тонн против 43,4 млн тонн в 2023 году.
Сейчас экспорт в западном направлении практически полностью остановлен, поэтому компания наращивает поставки нефтепродуктов в страны ЕАЭС (Казахстан, Киргизию и Таджикистан).
Тарифы Транснефти определяет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в рублях. В октябре 2020-го правительство РФ утвердило принципы, согласно которым в 2021–2030 годах годовая индексация тарифов будет на уровне инфляции, прогнозируемой на следующий год, за вычетом 0,1%. Такой подход существенно повысил прозрачность в определении тарифов. При этом у него есть и минусы. Так, прогнозная инфляция в кризисные периоды может сильно отклоняться от фактической. Например, прогноз инфляции на 2022 год составлял 4,4%, при этом фактический рост цен достиг около 11,94%.
По этой причине, за период с 2020 по 2024 годы недополученная Транснефтью выручка за транспортировку нефти оценивается компанией почти в 110 млрд рублей.
Рост тарифов составил 27% при фактической инфляции в 46,7% за тот же период.
Выручку компании формируют доходы от транспортировки нефти и нефтепродуктов, перепродажи нефти, НМТП и прочие источники доходов.
В последние годы компания демонстрировала позитивную динамику выручки за счет индексации тарифов и роста объемов транспортировки. При этом рентабельность по EBITDA была на высоком уровне — 43%. Скорректированный же показатель (исключает сегмент перепродажи нефти) был еще выше — более 50%.
В этом году финансовые результаты и за первый, и за второй кварталы превысили ожидания рынка.
Недавно Комитет Госдумы по бюджетам и налогам поддержал поправку к Налоговому кодексу, которая предусматривает повышение ставки налога на прибыль для Транснефти и ее дочерних предприятий до 40% в 2025–2030 годах.
Ранее Минфин предложил увеличить ставку налога на прибыль до 40% на шесть лет для субъектов естественной монополии, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов. Под такие характеристики как раз подпадает Транснефть.
Дивидендная политика Транснефти предполагает выплату не менее 50% от чистой прибыли по МСФО, скорректированной на:
Транснефть выплачивает одинаковые дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Мы считаем, что в ближайшие годы компания будет придерживаться дивидендной политики, поэтому дивиденды по итогам 2024 года в случае учета переоценки отложенных налоговых обязательств могут составить около 150—155 рублей на акцию. Такая выплата подразумевает дивидендную доходность на уровне 14—14,4% к текущим ценам.
Помимо этого, замминистра финансов Алексей Сазанов сообщил, что вопрос снижения дивидендных выплат Транснефти до 25% чистой прибыли по МСФО вместо 50% не рассматривался.
Мы нейтрально оцениваем перспективы Транснефти и ее акций.