🥸Данный пост посвещается таким же инвесторам как и я, которым не удаётся наладить контакт на бирже с металлургами (чёт вкладываешь-вкладываешь, а выхлоп в минусе, при том как ни зайдёшь)📉:
⚡️ "Черные" металлурги, в отличие от "цветных", уже испытали на себе влияние санкций Евросоюза. У Русала (7% мирового алюминия) или Норникеля (17% никеля) меньше рисков, во всяком случае, на данный момент, но не забываем о риске в виде санкций.
Эти 2 металла критически важны для перехода на возобновляемую энергетику и электромобили. Замкнутый круг: чтобы отказаться от наших углеводородов, ребятам нужны наши цветные металлы.
🏭 В секторе черной металлургии настроения похуже🛑🔖: ЕС вводит запреты на металлопродукцию из России. Самая максимальная зависимость от экспорта в ЕС у Северстали. В 2021 году европейский экспорт дал 34% выручки. Плюс персональные санкции на Мордашова. В меньшей степени санкции затронут MMK. У него наибольшая доля сбыта на внутреннем рынке (РФ+СНГ=72%). С другой стороны, внутри страны фиксация цен на металлопродукцию создаёт свои риски. Как предупредил сегодня глава НЛМК Лисин (Ъ), "...ее выпуск просто прекратится из-за убытков". НЛМК пока гонит сляб на переработку на свои европейские заводы, вопрос - как долго это продлится.
⛩ Единственный выход для металлургов в этой ситуации - пресловутый разворот на Восток. Часто вижу комментарии с очень простой идеей: Китай купит всё, от чего отказался Запад. Но если бы реальные экономические процессы так работали, этот блог можно было бы закрыть и повесить табличку: "Всё хорошо, подробности смотрите в вечернем ток-шоу". На самом деле перед металлургами встают как минимум 3 проблемы: логистика, спрос и скидки.
1️⃣ Логистика. Переориентировать на Азию придётся почти 4 млн т. металлопродукции, а расстояние доставки вырастет в 3.5 раза. Вывезти её как раньше уже не получится: порты стран Балтии и Западной Европы для нас закрываются. Тоже самое с ж/д услугами на этом направлении. Кроме того, в мире острый дефицит свободных сухогрузов - глобальные цепочки поставок пострадали ещё в пандемию, а цены фрахта в Китай выросли в 4 раза. С вагонами тоже напряжно.
2️⃣ Спрос. Крупнейший потребитель - Китай - потребляет половину всех металлов в мире. Но там свое мощное производство и налаженный экспорт в соседние страны. Здесь скорее получится продать больше руды и угля, чем готовой продукции.
3️⃣ Скидки. Чтобы потеснить местных производителей и иностранных конкурентов, придётся дать покупателям плюшки. Нефть Urals продаём с дисконтом до $35 за баррель, и здесь поступим также. Пока цены на металлы на исторических максимумах, это не критично для маржи. Но нужно учитывать, что спотовые цены на сталь в Китае почти в 2 раза ниже европейских.
🔎 В итоге, если ситуация на западе в ближайшее время не развернётся, перенаправление продаж на восток будет главной задачей металлургов. Но это займёт время и не обойдётся бесплатно.