Что такое moat?
Сегодня для вас интересное слово — moat /məʊt/.
Его можно встретить в англоязычных публикациях, посвященных инвестициям. Я, например, часто его слышу от англоязычных ютьюберов, когда смотрю видео по инвест-тематике.
❓ Знаете значение этого слова? Попробуем понять по контексту:
Apple’s moat comes from the stickiness of the Apple ecosystem, not necessarily from the design and functionality of its products.
Если пока не поняли, вот ещё одна подсказка.
🏰 Уоррен Баффет сказал: ‘In business, I look for economic castles protected by unbreachable moats’.
Переводим, получается: “В бизнесе я ищу неприступные экономические замки, защищённые рвами”.
Вероятно, вы уже догадались, что
🔷 A moat – ров
Ещё говорят 🔹economic moat 🔹business moat.
🛡 Этот термин популяризировал именно Баффет. Он искал в свой инвестиционный портфель компании, у которых есть «ров», предназначенный для спасения компании от падения доходов из-за усиливающейся конкуренции 🦈.
Баффет считает, что прибыль акционерам будут приносить те компании, у которых есть долгосрочное конкурентное преимущество, не позволяющее вытеснить их с рынка или переиграть.
Такую защиту от конкурентов Баффетт и назвал экономическим рвом. Пока ров держит соперников на расстоянии, компания сможет получать прибыль выше среднего по отрасли.
Иногда moat (ров) приравнивают к competitive advantage (конкурентное преимущество). Хотя это не совсем так.
⚽️ Приведу аналогию из футбола. Если команда решила подписать дорогого сильного игрока на 1 сезон, то у неё в этом сезоне будет конкурентное преимущество. Но сезон кончится и игрока подпишет другой клуб. Преимущества больше не будет.
Но можно попытаться “вырыть вокруг команды ров”, чтобы конкурентное преимущество было постоянным, а не временным. Например, создать на базе клуба сильную спортивную школу. Вы воспитываете игроков с детства, потом они играют в резерве и, наконец, дорастают до основной команды. У вас в команде будет постоянный приток сильных игроков.
♾ Так главным отличием “рва” от
“конкурентного преимущества” является его долгосрочность.
Что может быть рвом? Приведу пару примеров:
⭐️ Cost Advantage – ценовое преимущество. Когда компания смогла сократить расходы благодаря более дешевым материалам, труду, размещению производства и т.д.
⭐️ Size Advantage – преимущество размера компании. Для гигантов издержки меньше, чем для мелких игроков (вспоминаем
$AMZN или
$WMT).
⭐️ High Switching Costs – издержки переключения. Это затраты, связанные со сменой поставщика. Например, в 1960
$IBM создали линейку компьютеров System/360, которая включала маленькие и большие компьютеры, с низкой и высокой мощностью. Все модели использовали один и тот же набор команд. Это позволяло заказчику попробовать недорогую модель, а после этого обновиться до более крупной системы без необходимости переписывать программное обеспечение.
Ещё пример. Представьте затраты, если бы всех госслужащих решили бы перевести с Microsoft
$MSFT на MacOS
$AAPL
⭐️ Network Effect – сетевой эффект. Больше водителей у
$UBER > быстрее происходит подача машины > больше людей хотят пользоваться этим сервисом. Или возьмем за пример {$FB}: больше друзей в Фейсбуке > больше пользы для пользователя > меньше шанс того, что он когда-либо покинет платформу.
⭐️ Intangibles – неосязаемые активы. Например, бренд. Вспоминаем
$SBUX, который смог трансформировать обычный прием кофе в целый экспириэнс.
⭐️ Soft Moats – софт, как в “софт скилз”. Тут идея, что когда в компании эффективный менеджмент, присутствует уникальная корпоративная культура, и в коллективе царит дружеская атмосфера, то это тоже создает вокруг компании ров, потому что у таких компаний больше шансов быть успешными.
У каких компаний еще есть рвы? 💬⬇️
#английский #english #разборслова #полезное