$CHMF Обзор ситуации на рынках. 15.10.2024
• Министерство экономического развития РФ снова сообщает о росте мировых цен на сталь.
В министерства проанализировали ситуацию с общемировыми ценами на продукцию металлургической промышленности. За период с 1 по 7 октября 2024 года на мировом рынке чёрных металлов цены увеличились на 1,3% (+10,8% неделей ранее) в основном в связи с ростом стоимости металлолома (+2,3%) и арматуры (+2,8%). В годовом выражении в октябре цены на чёрные металлы увеличились на 2,4% год к году.
На наш взгляд, мировые цены на сталь продолжили расти вторую неделю подряд в основном на фоне дополнительных мер поддержки экономики, объявленных правительством Китая еще в конце сентября. Эти меры, среди прочего, включают в себя поддержку рынка недвижимости.
• Росатом планирует построить пять контейнеровозов, которые смогут ходить во льдах без помощи ледокола. Об этом сообщил руководитель проекта дирекции Северного морского пути (СМП) ГК Росатом Сергей Чемко.
По словам Сергея Чемко, СМП превращается в большой Северный морской путь с границами в порту Санкт-Петербурга, что имеет важное значение, так как появляется новый транспортный коридор. После ввода в эксплуатацию контейнеровозов высокого ледового класса порты Санкт-Петербурга и Архангельска планируется задействовать для запуска круглогодичных арктических перевозок.
Активы «Северстали» расположены преимущественно в Северо-Западном федеральном округе. Поэтому развитие Северного морского пути мы можем только приветствовать, поскольку это может помочь в перспективе снизить наши издержки на транспортировку и сроки доставки, а следовательно, и получить доступ к новым рынкам сбыта.
• Импорт новых легковых автомобилей в Россию в сентябре вырос на 17% относительно августа, до 104 тыс. шт. Больше новых легковых автомобилей ввозилось только в августе 2012 года — около 120 тыс. шт. Почти 80% сентябрьского объема было привезено из Китая, 8% — из Киргизии, 6% — из Белоруссии.
Всплеск импорта автомобилей в сентябре, на наш взгляд, связан с повышением утильсбора. С 1 октября 2024 года утильсбор будет существенно повышен для импортных автомобилей. Ставку для них повысят на 70-85% с 1 октября 2024 года. Далее, до 2030 года ее будут поднимать ежегодно на 10-20%. Новые правила затронут в первую очередь не локализованные в России бренды, в основном китайские. Другими словами, покупать автомобиль, ввезенный из-за рубежа в Россию, после 1 октября стало дороже, а к 2030 году — возможно, что может стать экономически нецелесообразно.
История с утильсбором, возможно, будет стимулировать зарубежных производителей переносить производство на территорию России, а российских потребителей — переключаться на отечественные марки. Если так, то возникнет дополнительный внутренний спрос на сталь внутри России со стороны машиностроительного сектора, на который, в среднем, приходится около 10% от потребления стали в стране.