Контрольный лист(Часть 2)
Быстро растущие компании
● Убедитесь в том, что на продукт, который должен привести к росту
прибыли, приходится значительная доля продаж компании. Это случай
L’eggs, но не Lexan.
● Каковы темпы роста прибыли в последние несколько лет. (В числе моих
фаворитов — компании с темпами роста в диапазоне от 20 до 25%.
Я остерегаюсь тех компаний, которые растут больше, чем на 25%.
Случаи 50%-ного роста обычно встречаются в популярных отраслях,
и вам уже известно, что за этим стоит.)
● То, что компания успешно воспроизвела формулу своего успеха в нескольких городах, подтверждает ее способность к расширению.
● Убедитесь, что у компании все еще есть возможности роста. Например,
Pic «N» Save, когда я впервые ее посетил, закрепилась в южной Калифорнии и планировала выход в северную Калифорнию. Впереди у нее
были еще 49 штатов. Sears же присутствовала везде.
● Какое значение имеет коэффициент P/E, равен ли он темпу роста?
● Ускоряется ли расширение (три новых мотеля в прошлом году, пять
новых мотелей в этом году) или замедляется (пять в прошлом году,
три в этом)? Для компаний вроде Sensormatic Electronics, чья продукция предполагает однократную покупку (в отличие от бритвенных
лезвий, которые приходится покупать регулярно), снижение продаж
может обернуться катастрофой. В конце 1970-х гг. и начале 1980-х гг.
Sensormatic демонстрировала потрясающие темпы роста, однако для
увеличения прибыли ей нужно было продать в текущем году больше
новых систем, чем в предыдущем. Доход от разовой установки системы
электронного контроля намного превосходил доходы от регулярных
поставок клиентам маленьких белых меток. Поэтому, когда в 1983 г.
темпы роста замедлились, ее прибыль не просто сократилась, она рухнула. Ее акции также рухнули с 42 до 6 долл. за двенадцать месяцев.
● Убедитесь, что акции держат немногочисленные институциональные
инвесторы и что ими интересуется лишь несколько аналитиков. Это
большой плюс, когда компания находится на подъеме.
Компании с недооцененными активами
● Какова стоимость активов? Имеются ли скрытые активы?
● Насколько велик долг, который вычитается из активов? (Обязательства
перед кредиторами в первую очередь.)
● Привлекает ли компания новые займы, приводящие к снижению стоимости активов?
● Есть ли заинтересованные в скупке акций лица, которые могут помочь
акционерам извлечь выгоду из активов?
Важные мысли и идеи из книги:
● Составьте четкое представление о характере деятельности компании,
акции которой вы держите, и сформулируйте причины, по которым их
следует держать. (Утверждения типа «Они реально растут!» не в счет.)
● Разделите компании на категории. Это позволит лучше понять, чего
от них можно ожидать.
● Большие компании демонстрируют скромный рост, а мелкие — значительный.
● Учитывайте размер компании при оценке ее выигрыша от определенного продукта.
● Ищите небольшие компании, которые добились прибыльности и доказали способность воспроизводить свою формулу успеха.
● Остерегайтесь компаний с темпами роста от 50 до 100% в год.
● Избегайте популярных компаний из популярных отраслей.
● Не доверяйте диверсификации, которая нередко превращается в диверсификцию.
● Инвестиции в рискованные компании практически никогда не окупаются.
● Лучше пропустить первую волну интереса к акциям и убедиться, что
планы компании работают.
● На своей работе люди получают исключительно ценную фундаментальную информацию, которая становится доступной профессионалам
лишь через несколько месяцев или даже лет.
● Не связывайте акции с личностью тех, кто их рекомендует, даже если
подсказчик умен и богат, а рекомендованные акции растут.
● Некоторые рекомендации, особенно от специалиста в той или иной области, могут оказаться полезными. Однако представители целлюлознобумажной отрасли обычно рекомендуют акции фармакологических
компаний, а представители сферы здравоохранения всегда готовы
порекомендовать акции производителей бумажной продукции.
@Питер Линч