$UWGN По оценкам Бурмистрова, фактически нужно будет закупить почти вдвое больше новых вагонов, чем будет списано до 2030 года, из-за планов операторов увеличить перевозку грузов — по крайней мере 400 тыс. штук.
Спрос на подвижной состав, по сути, зависит от двух факторов: уровня списания и объемов перевозимых грузов, подтверждает исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов: «Если будет что возить, то и спрос на подвижной состав будет повышаться».
Сколько это будет стоить
По «самым консервативным оценкам», для воспроизводства списанных вагонов потребуется около 900 млрд руб. при условии, что цена вагона сохранится на текущем уровне (4,5 млн руб. без НДС), заявил гендиректор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов (его слова передала пресс-служба). По его оценкам, 80 тыс. из 200 тыс. новых вагонов будут приобретены с помощью лизинга.
Средняя цена вагона уже превысила 4,5 млн руб., а в первом квартале 2024 года составит не менее 5 млн руб. и далее продолжит расти, отмечает Бурмистров. «Фактически можно говорить о том, что минимальное воспроизводство потребует 1,2 трлн руб. (на 214 тыс. вагонов по 6 млн руб. в среднем на вагон), а по всем 400 тыс единиц общие расходы операторов составят около 2,5 трлн руб.», — говорит он. Спрос на лизинг связан с объективными причинами, важнейшие из которых — дефицит парка и повышение цен на подвижной состав, добавляет эксперт.
Действительно, к 2030 году стоимость грузового вагона может вырасти до 5,6–6,1 млн руб., это поддержит спрос на услуги лизинга подвижного состава, соглашается ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Это произойдет в том числе из-за роста на товары и услуги, а также будет зависеть от уровня господдержки производителей вагонов, оговаривается он.
К тому же в конце в 2022 года операторы заявили о потере 16 тыс. вагонов, которые были арестованы на территории Украины и Финляндии после начала военной спецоперации России. Тогда обсуждалось, что правительство компенсирует компаниям убытки в размере 32 млрд руб.