В подтверждение своих слов о сложившейся ситуации на бирже с акциями Газпрома, приведу выдержку из опубликованной сегодня в Московском комсомольце статьи: "Уже введенные против СП-2 санкции серьезно навредили трубопроводному проекту. Завершить его укладку до немецких берегов «Газпром» планировал еще в конце прошлого года. Однако угрозы Вашингтона включить в санкционный «черный список» европейские компании, сотрудничающие с российской монополией, сделали свое дело. Швейцарский подрядчик Allseas, корабли которого были задействованы на последнем отрезке сырьевого маршрута вышли из проекта, так как боялись подвергнуться американскому прессингу.
В результате, российской монополии пришлось оперативно изыскивать собственные ресурсы для достройки газопровода. Необходимый трубоукладчик был найдет, однако многофункциональное судно «Академик Черский» пришлось перебрасывать чуть ли не из противоположной точки планеты —с Сахалина. На подмогу также была вызвана баржа «Фортуна». Причем обоим кораблям пришлось пройти длительную модернизацию, чтобы соответствовать европейским техническим характеристикам судов, которым разрешено выполнять сложные строительные работы в акватории Балтики. Кроме того, «Газпром» был вынужден несколько раз менять юридических владельцев обоих кораблей, чтобы уберечь их от санкционного преследования со стороны Вашингтона.
Американский прессинг, хотя и косвенно, но сыграл немаловажную роль в отсрочке завершения строительства СП-2».
Новые санкции против газопровода, уже согласованные американскими сенаторами и включенные с военный бюджет США, не позволяют обеспечить участвующим в строительства судовладельцам, как зарубежным, так и российским, страховую поддержку. Другими словами, если на одном из судов произойдет авария, то компенсация по устранению ее последствий ляжет на оператора проекта. Вспоминая подобные случаи, в том числе катастрофу на нефтяных промыслах в Мексиканском заливе в 2010 году, можно констатировать: случись подобный катаклизм на Балтике, владельцам трубы придется расплачиваться не одно десятилетие. Как полагает эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков, баржа «Фортуна», приступившая к завершению строительства газопровода 11 декабря, способна достроить участок трубы, расположенный в немецкой акватории (2,6 км) в считанные дни — на это понадобится не больше недели. Однако остается более продолжительный участок 9147 км), находящийся в территориальных водах Дании. Впрочем, даже если «Фортуна» будет работать без поддержки «Академика Черского», работы займут не более трех месяцев. Поэтому технологически газопровод может быть готов для пуска в эксплуатацию в середине весны будущего года. После выхода трубы на берега Германии, она буквально стразу может быть подключена в уже построенным сухопутным маршрутам. Однако на этом злоключения СП-2 вряд ли закончатся. Как предупреждает американский сенатор-республиканец Тед Круз, очередная волна санкций против газопровода подготовлена «с хирургической точностью».
О каких именно будущих санкциях идет речь, сенатор не раскрыл. Однако, по предположению наших собеседников, скорее всего, новые ограничительные меры могут быть предъявлены европейским фирмам, которые будут обеспечивать полноценную эксплуатацию СП-2. Санкции, вероятно, коснуться как подрядчиков, задействованных на морском участке, так и на сухопутном отрезке газопровода. США могут прекратить вести бизнес с этими фирмами, заморозить их финансовые активы в американских банках, а также запретить въезд в Соединенные Штаты менеджерам и владельцам замеченных в сотрудничестве с «Газпромом» структур. В связи с этим уже сегодня можно прогнозировать, что СП-2 даже после успешного завершения строительства, выйдет на полную мощность далеко не сразу, поскольку многие европейские подрядчики наверняка болезненно отреагируют на запугивание со стороны Вашингтона".
Что-то комментировать не буду. Моё мнение не совсем совпадает с автором статьи.